Север и рынок. 2020, № 4
отметить, что наиболее масштабно к этому подошли в Дальневосточном федеральном округе: там действует региональная программа «Дальневосточная ипотека»59, которая была запущена в конце 2019 г. и охватывает одиннадцать восточных регионов РФ. Решения о поддержке кредитной активности в регионах принимаются не только относительно ипотечного рынка, они затрагивают и другие сферы деятельности. Одно из самых популярных направлений поддержки — кредитование малого предпринимательства. Следует отметить, что в условиях пандемии государство на федеральном уровне предпринимает ряд усилий по поддержке малого и среднего бизнеса, в том числе связанных и с льготным кредитованием. На октябрь 2020 г. действует программа, разработанная совместно Минэкономразвития РФ, Банком России и АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства»60 (программа запущена в 2015 г.), которая призвана обеспечить субъекты малого и среднего предпринимательства доступными кредитами (суммы кредитов — не менее 3 млн руб., ставка — не более 8,5 %). Программа реализуется через систему уполномоченных банков, которая на настоящий момент включает 65 кредитных учреждений (в том числе ПАО «Сбербанк», Банк ВТБ и ряд других крупнейших банков). Кроме федеральной поддержки в направлении льготного кредитования, в регионах также принимаются собственные меры. Во многих субъектах Федерации организованы программы прямого кредитования малого и среднего бизнеса через фонды поддержки и развития предпринимательства. Как правило, такие фонды осуществляют льготное кредитование наиболее уязвимых категорий малого бизнеса (начинающие предприниматели, молодежное предпринимательство), субъектов бизнеса из приоритетных отраслей (сельхозпроизводители, субъекты туристического бизнеса, инновационные предприятия и т. д.), а также целевое финансирование (развитие бизнеса, приобретение основных средств, увеличение оборотных средств). В 2020 г. активно реализуется программа поддержки субъектов малого и среднего бизнеса, наиболее пострадавших от введения ограничений, связанных с распространением нового вируса и закрытия экономики. Знание особенностей хозяйства субъектов РФ, специфики построения и функционирования их кредитно-финансовых систем, а также чувствительность по отношению к монетарным шокам, возникающим в связи с принятием решений при реализации государственной денежно-кредитной политики, позволяет сформулировать рекомендации для отдельных регионов или их кластеров в отношении приоритетности использования и потенциальной эффективности различных кредитных инструментов наращивания финансово-инвестиционного потенциала. Ранее авторами были подробно изучены особенности построения и функционирования финансовых систем регионов Арктической зоны РФ, состояние и показатели деятельности их банковских сфер [22], исследовано влияние денежно-кредитной политики ЦБ РФ на инвестиционные процессы в этих субъектах РФ [21]. На основе данных исследований, а также принципов использования рассмотренных выше финансовых инструментов осуществим выбор кредитных инструментов наращивания финансово-инвестиционного потенциала для регионов Арктической зоны РФ (табл. 2). При формировании таблицы авторы использовали следующие алгоритмы формирования рекомендаций. Инструменты, используемые Банком России в рамках денежно-кредитной политики, могут быть реализованы в регионах, в которых имеются региональные кредитные организации и для которых характерна умеренная или сильная реакция на монетарные шоки, т. е. кредитные системы которых откликаются на решения ЦБ РФ. Прямые региональные инструменты активизации инвестиционной деятельности кредитных организаций субсидирование кредитных ставок для определенных категорий заемщиков и создание региональных кредитных организаций с участием органов власти должны использоваться в регионах с активным участием банковских систем в региональных инвестиционных процессах. Для субъектов РФ, характеризующихся низкой степенью участия банков в инвестировании, отсутствием региональных кредитных учреждений и слабой реакцией на федеральные монетарные решения, следует использовать прямое кредитование приоритетных сфер и секторов экономики с помощью некредитных институтов, таких как региональные инвестиционные фонды и организации поддержки бизнеса. Также возможно сочетание различных инструментов, если регион не может быть однозначно отнесем к указанным выше типам. 59Постановление Правительства РФ от 07.12.2019 № 1609 (ред. от 21.09.2020) «Об утверждении условий программы “Дальневосточная ипотека” и внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 02.09.2015 № 1713-р». 60 Программа стимулирования кредитования субъектов малого и среднего предпринимательства: утверждена решением Совета директоров АО «Корпорация «МСП» 30 сентября 2020 г., протокол № 104. 169
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz