Север и рынок. 2020, № 4

механизма монетарной политики). Ранее авторами были выявлены факторы, определяющие восприимчивость региональных систем к использованию инструментов денежно-кредитной политики, в качестве которых были выделены структура регионального хозяйства, уровень развития банковской сферы региона, инвестиционный потенциал, общий финансовый потенциал [21]. Второй группой инструментов и механизмов наращивания финансово-инвестиционного потенциала кредитных организаций региона являются прямые меры поддержки со стороны государственных органов власти, прежде всего регионального уровня. Одним из действенных инструментов данной группы является создание кредитных организаций с участием региональных органов власти. В последние годы на банковском рынке в России преобладают тенденции к сокращению общего количества кредитных организаций (за последнее десятилетие (с 2010 до 2020 гг.) количество действующих кредитных организаций сократилось более чем в два раза — с 1058 до 442 организаций)56 и их укрупнению за счет процессов слияния, поглощения и присоединения более мелких кредитных учреждений. Такие тенденции привели к тому, что за последние десять лет в России заметно сократилось количество так называемых региональных банковских учреждений, которые, в отличие от филиалов и представительств крупных федеральных банков, как правило, проявляют большую кредитную активность в регионе базирования (см. подробнее: [22]). Достаточно часто в качестве учредителя или соучредителя банковских учреждений выступают региональные и муниципальные органы власти. Подобные банковские учреждения, как правило, создаются под специальные цели — обслуживание бюджетной сферы региона или кредитование приоритетных секторов экономики. Частичный контроль за принятием решений в таких банках позволяет органам власти обеспечить кредитование приоритетных инвестиционных проектов, которые характеризуются потенциально невысокой доходностью или высокими рисками и поэтому недостаточно привлекательны для коммерческих банков с точки зрения экономических показателей. В Арктической зоне РФ такие банки, например, действуют в Республике Саха (Якутия) (АО АКБ «Алмазэргиэн-банк»), Красноярском крае (АО «АИКБ «Енисейский объединенный банк»), Республике Карелия (АО Банк «Онего»). Еще одним инструментом наращивания потенциала кредитных организаций является субсидирование процентных ставок при кредитовании приоритетных секторов экономики или сфер деятельности. В качестве примера его использования можно привести решение, принятое Правительством РФ в апреле 2020 г. о возмещении кредитным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам, выданным гражданам на приобретение жилья в новостройках57. Данное решение позволило выдавать жилищные кредиты в период эпидемии под 6,5 % и заметно активизировать кредитную активность банковских учреждений на ипотечном рынке. Частично аналогичная мера действовала с 2018 г., когда была запущена федеральная программа льготного ипотечного кредитования семей с детьми под 6 % годовых58. Указанные два решения распространялись на все субъекты РФ без выделения территориальных приоритетов (за исключением дифференциации сумм, которые могут быть получены по программам льготного ипотечного кредитования на приобретение жилья в различных регионах). Однако в настоящий момент опыт принятия решений, направленных на поддержку и активизацию ипотечного кредитования, представлен и в региональном разрезе. В частности, многие регионы решили усилить действие федеральной программы (как правило, это решения, направленные на более значительное снижение процентной ставки до уровня 2-3 %, или решения о компенсации расходов на выплату процентных платежей в первые периоды действия ипотечного кредита или выплату первоначального взноса). В Арктической зоне РФ такие постановления приняты в Ханты-Мансийском и Ненецком автономных округах. Следует 56 Количественные характеристики банковского сектора Российской Федерации. Статистическая информация Банка России. URL: https://cbr.ru/statistics/bank_sector/lic/ (дата обращения: 15.10.2020). 57 Постановление Правительства РФ от 23.04.2020 № 566 «Об утверждении Правил возмещения кредитным и иным организациям недополученных доходов по жилищным (ипотечным) кредитам (займам), выданным гражданам Российской Федерации в 2020 году». 58 Постановление Правительства РФ от 30.12.2017 № 1711 «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу «ДОМ.РФ» на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам), предоставленным гражданам Российской Федерации, имеющим детей». 168

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz