Север и рынок. 2020, № 4

критерия, при котором банк будет попадать под льготные условия рефинансирования Банка России, должна выступать «прописка» банка в субъекте, входящем в список регионов с особым инвестиционным статусом (регионы, инвестиционная составляющая развития которых обозначена в государственных программно-стратегических документах) и доля участия в финансировании общего объема инвестиций в основной капитал в регионе на уровне не менее минимально установленного значения (например, не менее 5 %). Объем предоставляемых Банком России кредитных ресурсов на более длинные сроки в рамках системы рефинансирования должен соответствовать объему кредитования реального сектора экономики конкретным региональным банком. Возвращаясь к смягчению требований к обеспечению по инструментам краткосрочного кредитования в рамках системы рефинансирования, для региональных банков следует рекомендовать включить в перечень возможного обеспечения активы субъектов реального сектора экономики региона базирования банка и его филиалов (в частности, в качестве обеспечения следует принимать ценные бумаги региональных предприятий). Обязательные резервные требования, применяемые сегодня при совершении пассивных операций кредитными организациями, были установлены в середине 2019 г. и варьируются, с одной стороны, для банков с базовой лицензией, с другой — для банков с универсальной лицензией и небанковских кредитных учреждений. По операциям, связанным с формированием обязательств физических лиц и иных обязательств (под ними подразумеваются обязательства, не связанные с физическими лицами и юридическими лицами-нерезидентами), для банков с базовой лицензией норматив обязательных резервов, выраженных в рублях с 2017 г. (с момента разделения банков на имеющих базовую и универсальную лицензию), был значительно снижен — с 5 до 1 %. По этой причине возможности для дальнейшей дифференциации ставок для таких банков в настоящее время минимальны, в связи с чем применение вариационных ставок возможно, прежде всего, для банков с универсальными лицензиями (на середину 2020 г. количество таких банков составляло 258, или две трети от общего количества банков в нашей стране). На сегодняшний день для банков с универсальной лицензией применяется два значения норматива обязательных резервов — 4,5 и 8 %— для операций, выраженных в валюте РФ и иностранной валюте соответственно. Для учета региональной специфики видится возможным установление пониженных значений норматива обязательных резервов для всех операций, выраженных в валюте Российской Федерации, для банков с универсальной лицензией, для которых в качестве региона базирования выступает субъект РФ, испытывающий дефицит инвестиционных ресурсов и для которого характерно значительное превышение объемов финансовых средств, размещаемых в регионе банковским сектором, над объемами привлекаемых ресурсов, т. е. так называемых «регионов — реципиентов банковских финансовых ресурсов». Вместе с тем в качестве обязательного условия для применения специальных ставок нормативов обязательных резервов для конкретного региона является наличие региональных банков. Диапазон варьируемых значений для обязательных резервов для всех операций, выраженных в валюте РФ, может находиться в пределах от 1 % (ставка норматива для рублевых пассивных операций банков с базовой лицензией) до 4,5 %. Система дифференцированного использования денежно-кредитных инструментов в целом должна строиться на принципах синхронности (действия и решения Банка России должны быть направлены на единые целевые ориентиры, устанавливаемые федеральными финансовыми органами власти), системности (применение одних и тех же параметров денежно-кредитных инструментов для групп регионов со сходной организацией хозяйства и однотипными финансовыми системами), динамичности (своевременное внесение изменений в использование инструментов денежно­ кредитной политики в соответствии с изменением параметров экономического развития отдельных региональных систем), результативности (ориентация на эффект от использования дифференцированных значений инструментов в конкретном регионе (группе регионов) и своевременное внесение корректив). В итоге дифференцированное использование инструментов денежно-кредитной политики с учетом региональных особенностей должно позволить выстроить эффективный трансмиссионный механизм в рамках стадий финансово-инвестиционных процессов: денежно-кредитные инструменты — условия кредитования в конкретном регионе — кредитная активность банковского сектора в конкретном регионе — расширение инвестиционной деятельности в регионе. Следует отметить, что основой выбора конкретных количественных значений для отдельных инструментов денежно-кредитной политики в различных регионах является их восприимчивость к воздействию монетарных шоков (уровень и последовательность работы трансмиссионного 167

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz