Север и рынок. 2020, № 4
of credit institutions) have a potential to adapt their use in the regional context. Separately, the article highlights and analyzes direct regional tools for enhancing credit activities, such as direct lending to priority areas and sectors of the economy by regional authorities, subsidizing credit rates for certain categories of borrowers, and creating regional credit organizations with governmenta participation. Based on the assessment of the principles of using the instruments to increase the financial and investment potential of the region, the article provides recommendations for choosing credit instruments for the regions of the Russian Arctic zone (Arkhangelsk region, Nenets Autonomous district, Yamalo-Nenets Autonomous district, Republic o f Karelia, Komi Republic, Murmansk region, Krasnoyarsk territory, Republic of Sakha (Yakutia)). For this purpose, the features of building and functioning of the financial systems o f the Russian Arctic regions, and the state and performance indicators of their banking sector were analyzed. Keywords: monetary policy, monetary policy instruments, credit activities, regional level, regions of the Russian Arctic zone. Введение В современных условиях кредитная составляющая общей экономической политики является одним из основных механизмов регулирования финансовых процессов на макроуровне в рамках формирования параметров развития общегосударственных хозяйственных систем. Кредитная политика как определенная совокупность действий правительства на макроуровне в настоящий момент представляет собой широко изученную составляющую денежно-кредитной политики, заключающуюся в применении Центральным банком РФ и органами власти методов и средств воздействия на кредитно-инвестиционные процессы с целью обеспечения развития экономики и достижения определенных параметров экономического роста. Общепризнанным в настоящее время в мировой и отечественной практике является определение денежно-кредитной политики как одного из наиболее эффективных механизмов влияния на экономические процессы на макроуровне. Об этом, в частности, заявляли как крупнейшие экономисты прошлого [1-4], так и современные зарубежные [5-7] и российские исследователи [8, 9]. Воздействие монетарных инструментов на параметры региональных систем изучено в значительно меньшей степени. Региональные хозяйственные системы, по сути, являются структурными элементами макросистем, а значит, в целом подвержены в той или иной степени влиянию макроэкономической денежно-кредитной политики. При этом по сравнению с общегосударственными региональные экономические системы характеризуются рядом отличий, среди которых, прежде всего, наличие ярко выраженной специализации, большая открытость по отношению ко внешним процессам, меньшая способность к саморегулированию. Развитие региональных систем в не меньшей, а иногда и в большей степени зависит от возможности привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов, одним из источников которых выступает кредитование, что делает изучение возможностей применения различных кредитных инструментов в регионах еще более значимым. Теоретико-методологические основы исследования Исследования воздействия денежно-кредитных инструментов на региональные экономические процессы, несмотря на свою малочисленность, представлены в отечественной экономической науке. В частности, можно выделить работы Л. И. Вотинцевой, Л. Л. Сперанской, Н. В. Ибрагимовой, А. А. Шевелева, М. И. Квактун, К. С. Вировец и некоторых других авторов. Одно из первых значимых исследований воздействия инструментов денежно-кредитной политики государства на экономические процессы конкретного мезорегиона представлено в диссертации работе Л. И. Вотинцевой [10]. Основные выводы, к которым приходит Л. И. Вотинцева, основаны на тезисе о слабом учете особенностей развития экономических систем мезоуровня (под которыми автор понимает совокупность нескольких регионов, объединенных единой территориальной принадлежностью, в частности Дальний Восток России) при определении основных целевых установок денежно-кредитной политики в нашей стране. Согласно выводам автора, специфические параметры региональных финансовых систем, такие как интенсивность денежных потоков, средние уровни ставок по банковским операциям, объемы операций с ценными бумагами, активность региональных и местных органов власти на рынке заимствований в значительной степени оказывают влияние на трансмиссионный механизм денежно-кредитного регулирования и результаты реализации денежно-кредитной политики в конкретной системе мезоуровня. В качестве одного из конкретных противоречий автор приводит возможное несоответствие в определенный момент времени объемов резервов в рамках государственной финансовой системы и в отдельных регионах, которое приводит к негативным результатам некоторых решений, направленных на балансировку объема резервов 162
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz