Север и рынок. 2020, № 4

§оCD _ я 5 § ю Е §СПIО Xл XЛо и 90,00 100,00 80,00 70,00 60,00 50,00 40.00 30.00 20,00 10,00 0,00 , о о о о о °б> ° С О Р о О о о о £ « п ° о « Р Ь * ° с о О ® \ ЦФ& о М S f e ° ь ° ------------------ 0,00 20,00 40,00 60,00 80,00 100,00 120,00 а <D §О г * к І § ю « § соIо я л К я о и 100,00 90.00 80.00 70.00 60.00 50.00 40.00 30.00 20.00 10,00 <? 0,00 о о о о О о ° о ° ° О О О о ° о о о о о о Т о O'-и и о о о % ° і о * к О 0,00 20,00 40,00 60,00 80,00 100,00 Объем ин. продукции надушу населения в 2017 г., тыс руб 120,00 Объем инновационной продукции на душу населения, тыс. руб. б Рис. 6. Рейтинг социально-экономического положения и объем инновационных товаров, работ, услуг на душу населения по субъектам РФ в 2011 г. (а) и 2017 г. (б) Таким образом, результаты проведенного анализа показывают, что в структуре промышленного производства регионов Севера существенную долю составляет продукция, полученная в результате добычи и первичной переработки ресурсов. Это отчасти вызвано недостаточно высокой эффективностью инновационных процессов в регионах. Анализ показателей социально-экономического развития 21 субъекта РФ, где были созданы 27 ИКТ, продемонстрировал, что данные регионы показывают более высокие значения объемов производства инновационной продукции на душу населения по сравнению с другими субъектами РФ. Последнее, однако, не привело ни к значительному увеличению удельного числа ВПРМ, ни к существенному росту ВП (по сравнению с другими регионами). Это противоречие позволяет утверждать, что стадия коммерциализации инноваций в настоящее время является наиболее проблемной и результаты интеллектуальной деятельности не находят реального воплощения в производстве инновационного продукта, который смог бы изменить социально-экономическое положение территорий их локализации. Данный факт также подтверждается очень слабой корреляцией между объемом инновационной продукции и долей ВПРМ. Высокая производительность труда в таких регионах обусловлена в большей мере увеличением объемов производства традиционной продукции, добычей и первичной переработкой сырьевых ресурсов. Анализ изменений в регионах, где уже в течение шести лет функционировали кластеры, в сравнении с динамикой показательных остальных субъектов РФ также позволяет констатировать, что в таких регионах недостаточно эффективно осуществляются процессы, связанные с инициализацией и регистрацией объектов интеллектуальной деятельности, что становится ограничением на первых этапах инновационной деятельности. Таким образом, можно сделать вывод о целесообразности увеличения эффективности промышленной политики в области кластерообразования и управления уже существующими формированиями, при этом следует учитывать региональные особенности территорий локализации, на основе совершенствования методологического и инструментального обеспечения реализации функций контроллинга, в т. ч. при управлении комплексного процесса развития кластеров на основе инноваций. 158

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz