Север и рынок. 2020, № 4

предоставляет возможности для диверсификации экономического развития территории локализации кластера. Актуальность реализации кластерной промышленной политики на уровне региона обусловлена необходимостью тесного контакта между экономическими субъектами, участниками кластера, образования социальных связей, а также преимуществами от кооперативного использования, инфраструктуры, кадрового потенциала и оборудования, для которого фактор расстояния может быть критичен, что предполагает их территориальную локализацию в рамках определенной территории [14]. Формирование на территории региона кластера способствует повышению его привлекательности для поступления инвестиций и росту конкурентоспособности. В связи с этим основной целью реализации кластерной политики является формирование условий для создания и развития научно­ промышленных кластеров как основы реализации уникальных конкурентных преимуществ территорий, для улучшения международных позиций национальных промышленных предприятий в отраслях, имеющих ключевое значение для конкурентоспособности экономики страны. Роль кластеров в развитии территории локализации обусловила задачу формирования и укрепления инновационных кластерных структур в качестве основного приоритета национального развития в ряде зарубежных стран. Формирование устойчивых форм организации совместной деятельности является базой ресурсного обеспечения распространения инновационных в отдельно взятом регионе. При этом результаты инновационной деятельности взаимоувязанных единичных элементов единой кооперативной социально-экономической системы на всех этапах цепочки создания стоимости дают возможность посредством синергетического эффекта максимизировать общую полезность на уровне региона в целом. Поэтому именно создание сети устойчивых связей между всеми участниками кластера играет роль катализатора трансформации инновационных идей и предложений в инновации, а инноваций, в свою очередь, в конкурентные преимущества. Существенную роль в формировании сетевой инфраструктуры производства играют кластеры, образуя среду, благоприятную для развития инноваций, высокотехнологического производственного роста, содействуя повышению степени переработки продукции, импортозамещению, увеличению занятости и конкурентоспособности территории их локализации, что требуется регионам Севера. Развитие промышленных производств глубокой переработки добываемых углеводородов, например, даст возможность увеличить эффективность использования природных ресурсов данных регионов. Углеводородное сырье при комплексной переработке может являться основой химических производств, которые имеют более высокую добавленную стоимость, создадут дополнительные рабочие места и будут способствовать росту отчислений в региональные бюджеты. Принимая во внимание существенную значимость региональных аспектов кластеризации, представляется целесообразным проанализировать, насколько инновационные кластеры, уже существующие в регионах РФ, влияют на территориальные социально-экономические системы их локализации, а также оценить вовлеченность регионов Севера в процессы кластеризации и катализации инновационного роста субъектов. Для анализа была использована сопоставимая информация о результатах пяти лет функционирования 27 инновационно-территориальных кластеров (ИТК) (перечень организаций, входящих в которые установлен поручением председателя Правительства РФ № ДМ-П8-5060 от 28.08.2012) в 21 регионе. На графиках (рис. 1) темными пунсонами выделен 21 субъект РФ, в котором были созданы указанные выше 27 ИТК. Автономные округа, входящие в состав других субъектов РФ, отдельно не выделялись. Пять регионов Севера обозначены треугольниками, к ним были отнесены субъекты Арктической зоны РФ и Севера — Мурманская обл., Чукотский автономный округ, Республика Саха (Якутия), Камчатский край и Магаданская обл. Рост числа высокопроизводительных рабочих мест (ВПРМ) был определен как один из целевых индикаторов развития ИТК [15-18], в связи с чем оценим его влияние на ВРП субъектов РФ. Из представленных графиков видно, что наиболее стремительный рост доли ВПРМ в общей численности занятых в 2011-2017 гг. показали регионы, где ИТК не представлены, — Еврейская автономная область и Чукотский автономный округ. Они же продемонстрировали положительную динамику и ВРП на душу населения. Из территорий, где локализованы ИТК, самые заметные результаты по ВПРМ у Архангельской обл., в то же время вНижегородской обл. и Удмуртской Республике за анализируемый период зафиксирован наибольший прирост по данному показателю среди субъектов с ИТК. В целом, территории с ИТК по анализируемым показателям занимают среднюю позицию среди всех регионов РФ, для субъектов Севера изменения по обоим показателям значительнее. 153

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz