Север и рынок. 2020, № 4
Страны-лидеры (Канада, Финляндия и др.) в производстве и экспорте лесобумажной продукции для сохранения и усиления своих позиций инвестируют значительные объемы средств в исследование и создание инновационной продукции переработки древесины с высокой добавленной стоимостью (биотоплива, композиционных строительных материалов, пластмасс, лекарственных препаратов, химических веществ, умной бумаги и т. д.). Пример Канады показывает, что преобразования в лесном комплексе начинаются с инвестиций в традиционные лесные подотрасли, чтобы повысить их экономическую конкурентоспособность и экологическую устойчивость на основе использования новых технологий заготовки, переработки и транспортировки древесины до конечного потребителя. Обеспечить внедрение новых технологий в лесном комплексе Канады призвана лесная программа инноваций, действующая с 2012 г. Ее цель — поддержка исследований, разработок и передача технологий предприятиям в лесном комплексе Канады. Исследования представляются научно-исследовательскими институтами и некоммерческими центрами поддержки бизнеса. Основные направления исследований [18]: • новые строительные материалы, биотопливо для замены ископаемых видов топлива; • биохимические продукты, которые могут быть использованы для производства биофармацевтической отрасли, биоразлагаемые пластики; • средства личной гигиены и промышленные химикаты. Скандинавские страны идут по схожему пути. Финляндия, исторически ориентированная на производство и экспорт целлюлозы и бумажных изделий, активно инвестирует в исследование и создание новых биопродуктов. Перед лесным комплексом страны поставлена цель — создать устойчивую и ресурсоэффективную биоэкономику, обеспечивающую циклическое использование продуктов, для сохранения ценности древесины и максимизации добавленной стоимости продуктов. В 2017 г. Metsa Group запустила новый завод по производству традиционных и новых биопродуктов следующего поколения. Целлюлоза, картон, санитарно-гигиенические изделия, упаковочная бумага, а также пиломатериалы, фанера и строительные конструкционные материалы являются традиционными продуктами. К новым биопродуктам относятся: текстиль на основе древесных волокон, компоненты электроники, сельскохозяйственные удобрения, краски, автомобильные шины, парфюмерия, бытовая химия, топливо — биоэтанол [19]. В России исследования в области новых продуктов и технологий для повышения уровня инновационного развития лесного комплекса почти не представлены. К основным факторам, ограничивающим повышение доли инновационных лесных товаров в структуре комплекса, относятся: • отсутствие технологической базы (оборудования для выпуска инновационной продукции и специалистов необходимой квалификации); • ограничение на трансфер передовых технологий в области переработки древесины лесопромышленными странами-лидерами; • недостаточное развитие отечественных профильных научных учреждений для решения проблем лесной промышленности; • слабая эффективность государственных мер поддержки инновационного развития предприятий лесного комплекса; • дороговизна заемных средств в отечественной финансовой системе для реализации новых инвестиционных проектов и модернизации действующих предприятий. Барьеры развития лесного комплекса Республики Коми Обобщая результаты анализа потенциала стратегического развития лесного комплекса республики, можем выделить основные барьеры, препятствующие внедрению инноваций и повышению эффективности деятельности предприятий комплекса: • недостаточный уровень спроса внутри региона и страны на инновационную продукцию первого и второго поколения (конструкции деревянного домостроения, погонажные изделия, мебельный щит, топливные брикеты); • нежелание собственников предприятий диверсифицировать структуру производства вследствие благоприятной рыночной конъюнктуры по текущей продуктовой линейке с низкой добавленной стоимостью (пиломатериалы), высоких входных барьеров на иностранных рынках инновационной продукции и низкого спроса на отечественном; 147
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz