Север и рынок. 2020, № 4
100% ■ Целлюлозно-бумажное производство ■ Инновационные продукты 1 поколения ■ Производство шпона, фанеры, плит ■ Распиловка и строгание древесины ■ Лесозаготовка Коми Финляндия Норвегия Отраслевая структура производства лесной промышленности Республики Коми и Скандинавских стран, 2018 г. В инновационной продукции лесоперерабатывающей промышленности региона можно выделить две группы: 1) продукты первого поколения — различные погонажные изделия, мебельный щит, клееный, профилированный брус, массивные панели и конструкции для деревянного домостроения, эфирные масла, топливные брикеты и пеллеты — уже представлены в товарной структуре или анонсированы к производству в инвестпроектах, реализованных в последние годы; 2) продукты второго поколения — талловое масло, скипидар и продукты его переработки, биоэтанол, препараты для растений «Вэрва», торрефицированные брикеты и пеллеты, древесная мука, композиционные материалы из древесины, конструкции деревянного домостроения, предметы интерьера, мебель и игрушки из фанеры — это абсолютно новая продукция, ранее не выпускавшаяся лесоперерабатывающими предприятиями республики. Анализ товарной структуры позволил определить существенные диспропорции выпуска продукции деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности республики по сравнению с Финляндией и Норвегией. В регионе наибольший вклад в отгруженную продукцию вносит производство целлюлозы, бумаги, фанеры и плит, в то время как в Скандинавских странах — распиловка и строгание древесины и производство инновационных продуктов первого поколения. Во многом данное положение являлось следствием благоприятной конъюнктуры на международных рынках лесных товаров, подкрепляемым постоянным снижением курса рубля по отношению к другим валютам, что делало производство и экспорт продукции с низкой добавленной стоимостью все более и более привлекательным бизнесом (пиломатериалы). Вхождение предприятий в перечень приоритетных инвестпроектов в области освоения лесов Республики Коми и получение долгосрочной аренды с 50 %-й скидкой еще больше усугубило ситуацию, закрепив действующую модель по экспорту лесных товаров с низкой добавленной стоимостью. Однако время не стоит на месте и сегодня предприятия, исчерпав наиболее экономически доступные запасы древесины, столкнулись с проблемой нарастающего дефицита сырья, что отразилось на стоимости древесины и увеличении общих затрат производства. С другой стороны, усилилась конкуренция на международных рынках, снизился спрос на пиломатериалы и другие лесобумажные товары на внутрироссийском и внешних рынках вследствие рецессии экономики, вызванной торговыми, санкционными войнами и пандемией COVID-19. Консолидация производства лесобумажной продукции на ряде крупнейших предприятий является особенностью лесной промышленности России и мира в целом. Такая модель ведения бизнеса позволяет предприятиям оставаться конкурентоспособными на внутреннем и международных рынках. 75% 50% 25% 64 2 21 70 2 15 7 27 33 24 9 7 143
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz