Север и рынок. 2020, № 4
Постановка проблемы Согласно современному природоохранному законодательству, термин «экологическая безопасность» определяется как обеспечение состояния защищенности ОС от действий негативного характера, возникающих в результате хозяйственной или иной деятельности, либо в случае возникновения возможных чрезвычайных ситуаций и их последствий. В качестве основных экологических угроз в АЗРФ следует отметить: • негативное воздействие на ОС организаций, основной производственной деятельностью которых является добыча УВ, горнодобывающих и перерабатывающих предприятий и других хозяйственных объектов, включая ВПК; • существенные накопленные объемы экологического ущерба прошлых лет, включая радиоактивное загрязнение ОС предприятиями атомного комплекса [15]; • последствия от реализации крупномасштабных проектов, в том числе транспортно логистических с использованием западного и восточного маршрутов СМП; • трансграничное загрязнение ОС [16]; • изменение сложившихся климатических условий [17]. По данным Министерства природных ресурсов и экологии России, на долю указанных предприятий приходится порядка 50 % объемов всех загрязнений, которые на сегодняшний день присутствуют в АЗРФ. К основным факторам негативного воздействия, оказываемого на ОС промышленными предприятиями НГК, относятся: выбросы в атмосферу и загрязнение почвенных покровов при добыче и переработке УВС; возникновение чрезвычайных ситуаций при реализации процессов хранения и транспорта нефти и нефтепродуктов. По оценкам Гринпис, на территории АЗРФ ежегодно происходит несанкционированный разлив порядка 500 тыс. т нефти и нефтепродуктов, которые попадают в арктические акватории [18]. В Тимано-Печорской НГП в последние три десятилетия произошло порядка 5 тыс. т аварийных разливов нефти и нефтепродуктов в почвенный слой. Содержание нефтепродуктов в подземных водах региона составляет местами порядка 800 мг/л, что практически в 270 раз выше предельно допустимой нормы [19]. Следует отметить, что производство в регионе осуществляется в основном компаниями нефтегазового комплекса, такими как ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «НК “Роснефть”» и др. Помимо действующих производств, опасность для окружающей среды представляют такие источники загрязнения, как шламохранилища, амбары, пруды-отстойники, промышленные резервуары, в которых происходит накопление повышенных концентраций различных токсичных веществ, включая углеводороды и продукты их переработки. В соответствии с данными, представленными в докладах «О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации»48 в 2017 и 2018 гг., величина средств, поступивших на охрану ОС, составила порядка 26,5 и 26,89 млрд руб. соответственно (табл. 2). Таблица 2 Затраты на охрану окружающей среды в АЗРФ в 2017-2018 гг. Статья затрат 2017 г. 2018 г. На сбор и очистку сточных вод, млн руб. 10087 9561 На обращение с отходами, млн руб. 14280 15673 На защиту реабилитацию земель, поверхностных и подземных вод, млн руб. 1506 1131 Прочие, млн руб. 584 532 Объем затрат на охрану окружающей среды, % к ВВП 0,029 0,027 48 О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2017 году: гос. докл. / Мин-во природных ресурсов и экологии РФ: офиц. сайт. URL: https://www.mnr.gov.ru/docs/o_sostoyanii_ i_ob_okhrane_okruzhayushchey_sredy_rossiyskoy_federatsii/gosudarstvennyy_doklad_o_sostoyanii_i_ob_okhrane_okr uzhayushchey_sredy_rossiyskoy_federatsii_v_2017_/; О состоянии и об охране окружающей среды Российской Федерации в 2018 году: гос. докл. / Мин-во природных ресурсов и экологии РФ: офиц. сайт. URL: https://www.mnr.gov.ru/docs/o_sostoyanii_i_ob_okhrane_okruzhayushchey_sredy_rossiyskoy_federatsii/gosudarstvennyy_ doklad_o_sostoyanii_i_ob_okhrane_okruzhayushchey_sredy_rossiyskoy_federatsii_v_2018_/ (дата обращения: 20.10.2020). 129
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz