Север и рынок. 2020, № 4

внедрения модели циркулярной экономики за рубежом требуют, чтобы новая российская арктическая политика (определяемая соответствующими новыми Стратегией и Программой для развития АЗРФ) более эффективно использовала технологические и бизнес-решения, отвечающие принципам построения циркулярной экономики, и различные источники финансирования арктических пилот- проектов, опираясь, помимо государственного бюджета, на отечественные естественные монополии, иностранных инвесторов и частно-государственное партнерство. Логистические аспекты устойчивого развития АЗРФ Трансформация Арктической зоны РФ в крупный регион устойчивого развития, на достаточно высоком уровне абстракции, представляет собой весьма сложную задачу по формированию особым образом организованного социально-экономического, реально­ виртуального, социокиберфизического пространства [29]. Традиционно, в самом общем смысле, «пространство» понимается как некая объективная реальность, форма существования материи, характеризующаяся протяженностью и объемом, однако с наступлением технологического уклада информационного общества в него вкладывается ряд более тонких смыслов, интегрируемых из разных сфер жизнедеятельности. Так, в рамках кибернетического подхода оно рассматривается как некая гипертекстовая структура, совокупность баз данных, сетей, технологий. Применительно к социальной сфере это понятие обозначает среду (следовательно, и соответствующие возможности и ограничения) распространения информации в обществе, ее способность к распространению в реальном времени и хранению с различными уровнями доступа; часто вне зависимости от статусов, ресурсов и целей акторов информационного пространства. Столь сложный феномен, как современное кибер-физическое пространство, разбивается для изучения на подпространства (например, геоэкономическое, демосоциальное, духовное, информационное, географическое). Рациональной, в условиях фрагментарности арктической логистической инфраструктуры, представляется концепция создания опорных зон развития АЗРФ, которые, с одной стороны, предусматривают развитие всей арктической территории РФ как целостного проекта, в то же время, с другой — должны взаимоувязывать все локальные отраслевые и социальные мероприятия на этапах целеполагания, планирования, финансирования и реализации, подчиненные генеральной задаче внедрения концепции устойчивого развития, что жизненно необходимо для существования этого уязвимого для негативных антропо- и техногенных последствий [30, 31]. Структуризация пространства АЗРФ необходима, прежде всего, для решения важнейшей стратегической задачи, стоящей перед экономикой нового типа, — обеспечения высокого качества жизни населения этого климатически неблагоприятного региона, что должно сказаться, с учетом вклада АЗРФ в ВНП России (порядка 12 %), на благосостоянии и безопасности всей России. Несколько лет (в соответствии с госпрограммой социально-экономического развития АЗРФ до 2025 г.) идет обсуждение и институционализация создания восьми опорных зон АЗРФ — Кольской, Архангельской, Ненецкой, Воркутинской, Ямало-Ненецкой, Таймыро-Туруханской, Северо-Якутской и Чукотской, которые должны были бы стать «полюсами роста» этого столь важного для развития всей России мегарегиона. Однако, судя по доступным материалам, до сих пор этот сложный процесс выглядит как ожидание хороших перспектив, характеризующихся примерно так10: «Толчок развитию может дать ... функционирование вышеупомянутых опорных зон». Не имея возможности рассматривать в данной статье множество финансовых, административных, социальных, правовых, институциональных и иных вопросов, связанных со структурированием АЗРФ [32], остановимся на «становом хребте» АЗРФ — на логистической инфраструктуре [33], модернизация, а точнее, создание которой на принципах устойчивого развития и циркулярной экономики представляет собой сложную теоретическую проблему, ее решение могло бы способствовать более эффективному и результативному решению соответствующих практических задач. Традиционно логистика воспринималась как наука и сфера деятельности, предмет которой ограничивался, упрощенно говоря, перевозками и хранением. На современном уровне развития социально-экономических систем представляется более продуктивным холистический подход к предмету логистики, в рамках которого в него включается содержание и управление логистическими потоками не только материальной, но и информационной (в том числе сигналы управлений и отчетности), финансовой и «человеческой», или «человеческих ресурсов», природы, 10 Герасимова И. Долгая дорога к шельфу // Neftegaz.Ru. 2020. № 16. С. 11-15. URL: https://magazine.neftegaz.ru/upload/iblock/c86/c86a98f7f2d4f4c659dfe075d028ca86.pdf (дата обращения: 02.07.2020). 12

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz