Север и рынок. 2020, № 4

Однако закономерно возникает вопрос о деятельности экспертного сообщества при Бюро НДТ Минпромторга: почему в него входят и даже в его специальных группах преобладают представители компаний, тогда как, например, в ЕС они не могут в них входить. Нет сомнений в том, что представители компаний лоббируют признание «наилучшими» действующих у них технологий. В результате искажается сама суть перехода на НДТ, так как сохраняются устаревшие и неэффективные технологии. Наше предложение состоит в том, чтобы исключить представителей компаний из состава специальных групп экспертного сообщества, в первую очередь при актуализации справочников НДТ для производств, расположенных в старопромышленных районах страны. Следует констатировать, что выполнение федерального национального проекта характеризуется недостаточной информационной открытостью: данные о выполнении нескольких показателей либо отсутствуют, либо трудно поверить в их достоверность. До сих пор не опубликован Перечень объектов негативного воздействия на окружающую среду, относящихся к I категории, вклад которых в сбросы загрязняющих веществ составляет не менее 60 %, хотя эту работу планировалось завершить к 31 декабря 2019 г. При наличии Перечня первоочередных объектов для перехода на НДТ появляется возможность до 2024 г. приступить к внедрению НДТ в национальные проекты: 4.6. Федеральный проект «Оздоровление Волги» и 4.7. Федеральный проект «Сохранение озера Байкал». Кроме того, данный документ уже сегодня можно использовать для разработки мероприятий по достижению национальных целей на период до 2035 г., в том числе и в Арктической зоне РФ, водные объекты которой особенно уязвимы к антропогенному загрязнению. Для конкретизации предложений по реализации национальных целей в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения в Арктической зоне требуется дождаться разработки федеральными регуляторами плана мероприятий по реализации Стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 г. Выводы Анализ реализации национального проекта «Экология» показал, что имеются риски не достичь целей и задач, перечисленных вУказе Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ и на период до 2024 года», что обусловлено отсутствием нормативно-методических и организационно-методических документов и несогласованностью сроков выполнения взаимоувязанных показателей. Для выполнения целевых показателей национального проекта «Экология» в срок до 2024 г. целесообразно осуществить финансовую и организационную реструктуризацию федерального национального проекта «Внедрение наилучших доступных технологий». Анализ новых стратегических документов по социально-экономическому развитию АЗРФ показал, что специальный экономический режим Арктической зоныРоссиии будет включать механизмы и меры государственной поддержки для внедрения наилучших доступных технологий с целью достижения национальных целей. Литература 1. Сравнительный анализ процедур разработки, пересмотра и актуализации справочников по наилучшим доступным технологиям в Европейском союзе и Российской Федерации / Д. О. Скобелев [и др.]; под науч. ред. Д. О. Скобелева. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.; М., 2018. С. 108. 2. Хиетамяки М. Экологическое разрешение в Европейском союзе (на примере Финляндии) // Экология производства. 2006. № 6. С. 69-73. 3. Данилов-Данильян В. В. За экологию Арктики никто не отвечает // Огонёк. 2020. № 23, июнь. С. 8. 4. Ламихова М. В. Две попытки замены Положения о нормативах выбросов // Экология производства. 2020. № 7. С. 10-19. 5. Медведева О. Е. Задачи оценки экологического ущерба в арктической зоне // Арктика и Север. 2015. № 18. С. 133. 6. Кравцова Е. А. Проблемы возмещения экологического вреда в Российской Федерации // Сибирское юридическое обозрение. 2019. Т. 16, № 3. С. 321-325. 7. Жаворонкова Н. Г., Выпханова Г. В. Теоретико-правовые проблемы возмещения вреда, причиненного окружающей среде // Lex Russica. 2018. № 3 (136). С. 53-65. 125

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz