Север и рынок. 2020, № 4

В поручениях президента РФ по переориентации национального проекта «Экология» на национальные цели развития предусмотрены конкретные меры только по проекту «Внедрение НДТ» : «обеспечить реализацию и сохранение финансирования мероприятий федерального проекта «Внедрение наилучших доступных технологий» путем их осуществления в рамках соответствующих федеральных проектов национального проекта «Экология». Выполнение этого поручения предполагает корректировку набора целевых показателей, уточнение их количественных значений и объемов финансирования. Для разных макрорегионов страны целевые показатели проекта «Экология» будут различаться в зависимости от экологической обстановки и численности населения, которому причиняется экологический ущерб. Величина экологического ущерба также будет разной и будет иметь отличия в разрезе районов страны, например, по мнению О. Е. Медведевой, для населения арктических районов особенно актуальным видом ущерба является «потеря исконной среды обитания» в результате нерационального природопользования [5]. В Федеральном законе «Об охране окружающей среды» понятие «экологический ущерб» недавно было заменено на понятие «экологический вред», который отличается от понятия экологического ущерба тем, что его можно доказать, оценить и возместить разными мерами за счет виновника [6, с. 322; 7, с. 56]. По нашему мнению, реализация мероприятий национального проекта «Экология» должна осуществляться параллельно с развитием правового института «экологический вред» и широкой судебной практикой принуждения виновников его причинения конкретным организациям и гражданам к его возмещению в разных формах. Воплощение в жизнь прав граждан и организаций на благоприятную окружающую среду будет иметь в планируемый период более общественно значимый эффект для удовлетворения государственной и муниципальной экологической политикой, чем субъективно малоощутимое снижение показателей загрязнения окружающей среды. Представление о величине экологического ущерба арктического региона по показателям статистики охраны окружающей среды является лишь приблизительным. Например, Росприроднадзор, который осуществляет контроль и надзор за предприятиями федерального значения, в 2019 г. впервые опубликовал данные и только по выбросам в атмосферу (табл.). Выбросы загрязняющих веществ в атмосферу стационарными источниками и их очистка в 2019 г., т Загрязняющее вещество Объем выбросов, т Доля в общем объеме выбросов РФ и АЗРФ, % Доля АЗРФ в общем объеме выбросов РФ, % Российская Федерация Всего 17295052,78 100 - в том числе без очистки 13293144,67 76,86 - Диоксид серы 3676719,05 100 - в том числе без очистки 3192006,05 86,81 - Арктическая зона Российской Федерации Всего 32841611,0 100 18,99 в том числе без очистки 2905935,0 88,47 21,86 Диоксид серы 2017886,0 100 54,88 в том числе без очистки 1941930,0 96,23 60,83 Примечание. Рассчитано по данным Росприроднадзора РФ. URL: https://rpn.gov.ru/activity/reports- receiving/air/ (дата обращения: 13.08.2020). Доля Арктической зоны РФ в общем объеме выбросов в атмосферу составляла в 2019 г. почти 19 %, в т. ч. без очистки — около 22 %, доля второго загрязняющего вещества по массе выбросов после оксида углерода (диоксида серы) — чуть менее 55 %, в т. ч. без очистки — около 61 %. Показатели общего объема выбросов загрязняющих веществ без очистки на территориях, входящих в арктический макрорегион, выше, чем в среднем по стране, особенно по диоксиду серы вследствие его объемов, которые приходятся на долю ПАО «Горно-металлургическая компания “Норильский никель”» в двух регионах Арктики (Красноярский край и Мурманская обл.). По данным 123

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz