Север и рынок. 2020, № 4

2. Анализ действующей системы государственного управления реализацией национального проекта «Экология» в Арктической зоне РФ Согласно «Паспорту национального проекта «Экология» 33 , его реализация началась с 1 октября 2018 г., а целевые показатели должны были достигнуты к 31 декабря 2024 г. В настоящее время в национальный проект «Экология» входит 11 национальных проектов. Особенностью федерального национального проекта «Внедрение наилучших доступных технологий» является то, что его средства предназначены только для достижения целевых показателей этого проекта, несмотря на общность его задач со всеми другими проектами. Эта общность обусловлена наибольшей экологической эффективностью их решения на основе внедрения новейших технологий как в основное производство, так и в природоохранную деятельность. Также очевидно, что все целевые показатели проекта «Внедрение НДТ» взаимоувязаны и взаимообусловлены с показателем 1.15 «Выданы комплексные экологические разрешения (КЭР) всем объектам, оказывающим значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящимся к областям применения НДТ». Реализация последнего означает выдачу 6900 КЭР к 1января 2025 г. для предприятий, которые имеют объекты негативного воздействия на окружающую среду (НВОС), в том числе строго обязательно для 300 из них, вошедших в Перечень Минприроды РФ, как оказывающие наиболее неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) 30 октября 2019 г. разместила на сайте rpn.gov.ru «Блок-схему выдачи КЭР», согласно которой на первом этапе получения КЭР к заявке на его получение требуется приложить программу повышения экологической эффективности (ППЭЭ) и программу производственного экологического контроля (ПЭК). Обязательным компонентом ППЭЭ должны быть расчеты технологических нормативов на базе сборников НТД. Программа производственного экологического контроля (ПЭК) по требованиям регулятора должна включать программу создания на предприятии средств автоматического контроля. В ПЭК включены обязательства предприятия по контролю численности и за местами обитания объектов животного и растительного мира в районе размещения предприятия. Нормативы допустимых выбросов (НДВ) и сбросов (НДС) должны разрабатываться на основе нормативов качества окружающей среды. Также в блок-схему получения КЭР должны входить нормативы допустимых физических воздействий (НДФВ) на окружающую среду, которые устанавливаются для каждого источника такого воздействия. Анализ реализации проекта показывает, что, несмотря на то, что методическая и нормативная правовая базы, регулирующие процедуру выдачи КЭР, продолжали формироваться в течение 2019 и 2020 гг., они и сегодня не разработаны в степени, необходимой для оформления заявки на его получение. Сегодня отсутствуют нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимых физических воздействий (НДФВ) на окружающую среду, расчеты технологических нормативов для некоторых производств не обеспечены сборниками НТД. Кроме того, ее разработчиками не преодолен ряд методических неясностей, которые осложняют внедрение в жизнь концепции перехода на НДТ. В соответствии с постулатом этой концепции КЭР в рамках федерального проекта «Внедрение НДТ» должно отличаться от разрешения, которое прежде выдавалось объектам хозяйственной деятельности, тем, что в нем невозможно узаконить минимальные или несущественные улучшения в его природоохранной деятельности, то есть фактически ее имитацию. Для всех объектов НВОС предприятия, а их на крупных предприятиях может насчитываться несколько десятков и даже сотен (цех, рудник, очистные сооружения, агрегат, котельная, факелы и др.), должны быть разработаны мероприятия для перехода на НДТ в течение последующих 7 или 14 лет. В результате применения НДТ их негативное воздействие на окружающую среду будет признаваться оптимальным с точки зрения эффективности охраны окружающей среды до появления новых более экологически чистых технологий в отрасли, что на практике найдет выражение в пересмотре справочников НДТ. В настоящее время для выявления объектов НВОС по-прежнему применяется расчет предельно допустимых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и лимитов отходов производства, которые, базируются на санитарно-гигиенических нормативах, роль которых выполняют предельно допустимые концентрации химических элементов в окружающей среде (ПДК). 33 Паспорт национального проекта «Экология»: протокол от 24.12.2018 № 16 Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_316096/ (дата обращения: 22.07.2020). 119

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz