Север и рынок. 2020, № 4

в структуре основных факторов производства, обеспечивает комплексный подход к планированию социально-экономического развития приморских территорий. Реализация кластерной политики, как известно, способствует росту конкурентоспособности бизнеса за счет реализации потенциала эффективного взаимодействия участников кластера, связанного с их географически близким расположением, включая расширение доступа к инновациям, технологиям, ноу-хау, специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам, а также снижением трансакционных издержек, обеспечивающих формирование предпосылок для реализации совместных кооперационных проектов и продуктивной конкуренции [8]. Морская деятельность обладает значительным мультипликативным эффектом, так как объединяет различные виды деятельности, и поэтому является перспективным сегментом экономики для использования кластерного подхода. Кластерный подход фактически меняет базисное содержание отраслевого подхода государственной промышленной политики, так как основные усилия уполномоченных государственных органов в этом случае должны быть направлены не на поддержку отраслей и отдельных системообразующих предприятий, а на создание благоприятной институциональной среды для самоподдерживающего развития конкурентных отношений между участниками рыночных отношений (поставщиками и потребителями, потребителями и производителями, производителями и правительственными институтами). В связи с этим представляется исключительно важным в рамках интегрального подхода использование кластерных механизмов пространственного развития региональных морских промышленно-хозяйственных комплексов, что предполагает создание региональных территориально локализованных зон опережающего развития (ТОЗР), которые будут выступать катализатором опережающего инновационного развития морских отраслей и сопряженных видов деятельности. Для опережающего развития регионального морехозяйственного комплекса (МХКР) особое значение имеет применение режима особой экономической зоны портового типа (ПОЭЗ), предусматривающего предоставление резидентам ПОЭЗ, зарегистрированным в установленном законодательством порядке, льгот по налогам и уплате таможенных пошлин, а также упрощенные режимы администрирования таможенного обслуживания. Принимая во внимание вышеперечисленное можно утверждать, что комплексный подход интегрального (межотраслевого) управления развитием регионального морехозяйственного комплекса с использованием кластерных механизмов позволит: • гармонизировать разноуровневые интересы морепользователей (федерального центра, регионов, корпоративного сектора); • оптимизировать структуру и повысить эффективность государственной поддержки опережающего развития морехозяйственного комплекса врамках государственной арктической политики; • обеспечить вертикальную и горизонтальную интеграцию взаимодействия разноуровневых субъектов морской хозяйственной деятельности и морского природопользования на арктическом региональном направлении. 2. Оценка комплексной эффективности развития морехозяйственного комплекса арктического региона Для принятия стратегически обоснованных управленческих решений, связанных с созданием и развитием МХКР в конкретном регионе, необходимо иметь возможность оценивать исходное состояние, процесс и результаты (текущие, перспективные) развития МХКР с точки зрения синергетического эффекта, который должен наступить под воздействием комплексных мер целенаправленного государственного регулирования по формированию благоприятного инвестиционного и делового климата, развитию инфраструктуры, таможенным преференциям и т. д. Такие целенаправленные действия должны генерировать предпринимательскую инициативу и мультиплицировать эффект ускоренного социально-экономического развития, причем не только в границах МХКР, но и региона в целом. Поэтому эффективность создания и управления МХКР необходимо рассматривать с системных позиций в концепции устойчивого развития по совокупности ожидаемого эконмического, социального и экологического эффектов, причем как с точки зрения внутренней по отношению к МХКР, так и внешней среды, что предполагает разработку многофакторного интегрального показателя комплексной оценки эффективности МХКР. В основе факторного анализа лежат выявление, оценка и прогнозирование влияния факторов на изменение результативного показателя, характеризующего развитие и эффективность системы (в нашем случае МХКР). Основными задачами факторного анализа являются: отбор факторов, определяющих исследуемые результативные показатели; классификация и систематизация факторов с целью 109

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz