Север и рынок. 2020, № 4

Следует отметить, что в последнее время вопросы комплексного (интегрированного) управления морскими природно-хозяйственными системами стали особенно актуальны. Это связано с нарастанием конфликтности морского природопользования, особенно в прибрежной и шельфовой зоне, где сосредоточены интересы многих субъектов морской хозяйственной деятельности, в том числе из-за роста риска антропогенных угроз морским экосистемам. Так, например, в западном секторе российской Арктики в настоящее время сфокусированы интересы самых разных отраслей и секторов экономики (промышленное рыболовство, марикультура, разработка шельфовых нефтегазовых месторождений, прибрежная инфраструктура: порты, объекты транспортной и сервисной логистики, судостроительные и судоремонтные предприятия, пр.), которые часто приводят к конфликтам корпоративных и потребительских интересов. Поэтому существует необходимость решения комплекса проблем, которые имеют разный уровень и масштаб принятия решений. Не случайно в Стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 г. в качестве целеполагания повышения эффективности государственного управления развитием морской деятельности заявлено [4]: • введение и развитие интегрального (межотраслевого) управления на всех уровнях, рассматривающего морепользование как целостный объект управления, направленного на преодоление конфликтности между видами пользования и сохранения морской среды; • переход к комплексному подходу к планированию развития приморских территорий и прибрежных акваторий путем выделения их в отдельный единый объект государственного управления. То есть речь идет о том, чтобы стратегии и программы социально-экономического развития приморских субъектов Российской Федерации должны содержать отдельный самостоятельный блок (раздел), характеризующий прибрежно-морской компонент комплексного развития приморских территорий и прибрежных акваторий. Целевыми ориентирами разработки прибрежно-морского блока региональных стратегий являются [7]: • практико-ориентированные мероприятия, направленные на инновационное развитие морской хозяйственной деятельности и эффективное использование морских и прибрежных ресурсов, увеличение вклада морской деятельности в социально-экономическое развитие, гармонизацию интересов между различными участниками морской деятельности, охрану морской окружающей среды, уменьшение рисков воздействия негативных природных и антропогенных факторов, обеспечение экологической безопасности морских и прибрежных экосистем; • развитие инновационной экосистемы морской деятельности (морских наук, технологий, высококвалифицированных кадров, проч.). Поэтому структура и содержание прибрежно-морского блока стратегий долгосрочного социально-экономического развития приморских субъектов должны быть интегрированы в соответствующие программы федерального уровня, создавая тем самым общую систему стратегирования пространственного планирования и управления морской хозяйственной деятельности. Это позволит за счет скоординированных действий, гармонизации интересов субъектов морской хозяйственной деятельности, концентрации усилий и ресурсов государства и бизнеса на приоритетных направлениях морской деятельности создать мультипликативный эффект опережающего инновационного развития регионального морского хозяйственного комплекса. Одной из важнейших целей интегрального управления морской хозяйственной деятельности регионов является максимальное использование всего имеющегося потенциала с учетом морской специализации региона, поскольку это позволяет специализироваться приморским субъектам Федерации на тех видах морской деятельности, в которых эффективность выше по объективным причинам, определяемым уникальным природно-ресурсным потенциалом региона. Морская специализация приморского региона определяется с учетом вклада регионального морехозяйственного комплекса в развитие морской деятельности Российской Федерации и с учетом его роли в реализации национальной морской политики. При этом необходимо учитывать не только текущий уровень состояния регионального морехозяйственного комплекса, но и перспективы его развития, определяемые общими целями и задачами социально-экономического развития Российской Федерации, а также национальной морской политикой [4]. Одним из инструментов, направленных на переход от отраслевых методов управления к интегрированному, является кластерный подход, который сочетает в себе межотраслевой и территориальный принципы, позволяет учесть внутренние и внешние тенденции и изменения 108

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz