Север и рынок. 2020, № 4

at coordinating strategies for the development of industries (and individual enterprises) in the interests of the overall development of coastal zones based on logistic principles of cross-sectoral planning. The development and adaptation of mechanisms for the interaction of integrated and sectoral planning necessitate a comprehensive assessment of the effectiveness of the maritime economic complex (MEC) in the region's economy, including the effectiveness of the activities of state authorities in creating favorable conditions for the sustainable development of the region's maritime complex. Such an assessment can be carried out on the principles of constructing a system of balanced indicators that characterize the complex characterizing the maritime complex and its impact on the region's economy. Keywords: integrated management of coastal zones, policy of action, sea use, maritime complex, balanced scorecard. 1. Общие принципы межотраслевого (интегрального) управления развитием морехозяйственного комплекса региона К приоритетам развития арктической экономики, закрепленным в государственных документах стратегического значения [1-5], относятся виды деятельности, связанные с морепользованием: освоение морских минеральных и энергетических ресурсов; развитие национальной арктической транспортной системы; обеспечение безопасности морской деятельности; судостроение (судоремонт); морское промышленное рыболовство (аквакультура); морские научные исследования; кадровое обеспечение морской деятельности; обеспечение экологической безопасности и сохранения экосистем Арктики. Под морепользованием в широком контексте подразумевается деятельность государств, физических и юридических лиц по разведке, разработке и эксплуатации морских ресурсов, военного и иного мореплавания, осуществляемого в коммерческих и некоммерческих целях, проведение научных исследований, строительство искусственных сооружений, осуществление туризма, археологии, а также и иная деятельность, направленная на достижение других целей, связанных с морскими пространствами и морским дном [6]. В этом смысле морепользование имеет межотраслевой и межрегиональный характер, что определяет необходимость рассмотрения морской природно-хозяйственной системы Арктики как единой пространственно целостной социоэкологоэкономической системы. Это требует применения на всех уровнях интегрированного межотраслевого подхода к управлению развитием морских природно-хозяйственных систем и концентрации ресурсов государства и бизнеса на приоритетных (перспективных) направлениях развития арктической экономики, разработки новых подходов стратегирования морской хозяйственной деятельности в Арктике на основе комплексного межотраслевого управления. Речь идет об интегральных подходах, рассматривающих арктическое морепользование как целостный объект государственного управления, направленного на обеспечение сбалансированного развития морехозяйственного комплекса на принципах непротиворечивого взаимодействия между различными участниками экономической деятельности и сохранение морской экосистемы. Такая концепция позволит обеспечить на основе оптимально сбалансированного сочетания основных отраслей специализации морской деятельности формирование единого пространственно неделимого морского (арктического) хозяйственного комплекса, охватывающего приморские территории и прибрежные акватории регионов АЗРФ и интегральные экономико-географические морские районы промышленного освоения ресурсов Арктики. В противном случае, как это, к сожалению, фактически и происходит в настоящее время, действия заинтересованных сторон будут ограничены внутриведомственными, региональными и отраслевыми (корпоративными) интересами (целями), в то время как задачи освоения пространств и ресурсов Арктики носят преимущественно межведомственный характер и их решение должно быть направлено на общую стратегическую цель обеспечения устойчивого социально-экономического развития АЗРФ, укрепления национальной безопасности и российского присутствия в Арктике. Это цель может быть достигнуто только общими скоординированными усилиями государства и бизнеса на основе гармонизации интересов (часто разнонаправленных) заинтересованных участников (стейкхолдеров). Интегральный район — это объективно существующее пространственное образование с многоотраслевой структурой производства, внутренними и внешними (с берегом) связями. Такой район выделяется по комплексу признаков, отражающих его хозяйственную целостность. Интегральные районы формируются под воздействием основных районообразующих факторов и непременно при высоком уровне развития производительных сил, так как это создает комплексность хозяйства. 107

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz