Север и рынок. 2020, № 4

20. Cherepovitsyn D., Gladilin A., Metkin D. An algorithm o f management decision-making regarding the feasibility o f investing in geological studies o f forecasted hydrocarbon resources. Resources, 2018. https://doi.org/10.3390/resources7030047. DOI: 10.37614/2220-802X.4.2020.70.009 УДК 332.14 С. А. Агарков доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и управления морехозяйственной деятельностью Мурманский государственный технический университет, г. Мурманск ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ КОМПЛЕКСНОГО УПРАВЛЕНИЯ МОРЕХОЗЯЙСТВЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ АРКТИЧЕСКОГО РЕГИОНА Аннотация. Для России экономическая значимость ее арктических территорий определяется их географическим положением, огромным природно-ресурсным и транспортно-логистическим потенциалом. Характерной чертой арктической экономики является ее ярко выраженный морской характер, что определяет необходимость комплексного подхода государственного управления морской хозяйственной деятельностью на арктическом региональном направлении, включая меры государственной поддержки инфраструктурного развития региональных морехозяйственных комплексов. Речь может идти о хорошо апробированных в мировой практике подходах комплексного управления прибрежными зонами, рассматривающих морепользование как целостный объект управления. Предлагаемая в статье методология интегрального управления ориентирована на создание системно сбалансированной хозяйственной структуры морепользования, в том числе за счет кластерных технологий пространственного развития акватерриториальных производственных комплексов, а также снижения конфликтности между различными участниками экономической деятельности в процессе конкурентного использования прибрежных пространств и морских ресурсов и сохранения морской среды. С этой точки зрения формирование политики действий (Coastal Policy) должно быть направлено на координацию стратегий развития отраслей (и отдельных предприятий) в интересах общего развития прибрежных зон на основе логистических принципов межотраслевого планирования. Разработка и адаптация механизмов взаимодействия комплексного и отраслевого планирования обусловливают необходимость комплексной оценки эффективности морехозяйственного комплекса в экономике региона, в том числе результативности деятельности органов государственной власти по созданию благоприятных условий устойчивого развития морехозяйственного комплекса региона. Такая оценка может осуществляться на принципах построения системы сбалансированных показателей, совокупно характеризующих морехозяйственный комплекс и его влияние на экономику региона. Ключевые слова: комплексное управление прибрежными зонами, политика действий, морепользование, морехозяйственный комплекс, система сбалансированных показателей. S. A. Agarkov Dr. Sci. (Economics), Professor of Department of economics and management of maritime activities Murmansk State Technical University, Murmansk THEORETICAL APPROACHES TO MANAGEMENT OF THE MARINE SECTOR IN THE ARCTIC REGION Abstract. The economic significance of the Russian Arctic for Russia is determined by its geographical position, huge natural resource, transport and logistics potential. A characteristic feature of the Arctic economy is in its pronounced maritime character, which determines the need for an integrated approach to the state management of maritime economic activities in the Arctic regional direction, including measures of state support for the infrastructural development of regional maritime economic complexes. We can talk about the approaches of integrated coastal zone management (ICZM), well-tested in the world practice, considering sea use as an integral management object. The methodology of integral management proposed in the article is aimed at creating a systemically balanced economic structure of maritime use, including through cluster technologies for the spatial development of water-territorial production complexes (ATPC), as well as reducing conflicts between various participants in economic activity in the process o f competitive use of coastal spaces and marine resources. and preservation of the marine environment. From this point of view, the formation of a Coastal Policy should be aimed 106

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz