Север и рынок. 2020, № 3.

зоны России (северный завоз, шельфовые нефтегазовые месторождения). Третий — это экспорт, в том числе сырья и энергетических ресурсов (сжиженный природный газ в рамках проекта «Ямал СПГ», железорудный и апатитовый концентраты, уголь из Мурманского морского торгового порта). Среди ключевых факторов, влияющих на социально-экономическую ситуацию в Арктической зоне России, отметим сложные природно-климатические условия; точечный характер промышленно­ хозяйственного развития территорий; низкую плотность населения; сложную транспортную доступность, сильную зависимость от поставок из иных регионов страны, относительно большую ресурсоемкость производства [2, с. 209]. Продукция транспортной отрасли — перевозка грузов и пассажиров. Современные транспортные схемы перевозок невероятно усложнились, стали взаимозависимыми. Для России с ее огромной территорией роль транспортной отрасли имеет стратегическое значение для устойчивого экономического роста. От эффективности транспорта зависит эффективность работы других отраслей промышленности, следовательно, и экономическое благосостояние страны. Экономическое положение России определяется экономическим положением каждого из регионов. Поиск новых способов погрузки, перевозки и выгрузки грузов, исследование существующего мирового опыта, мониторинг трендов на глобальном мировом пространстве позволяют находить решения, которые ведут к снижению транспортной составляющей в цене товара. Моделирование новых транспортных единиц (вагонов, контейнеров) позволит масштабировать результаты новых технических решений по всей сети железных дорог, а также патентовать их и экспортировать в виде технологий за рубеж. Существующие экспортные возможности Мурманской области и имеющиеся транспортные коммуникации определяют хорошие условия для создания транспортных инфраструктурных объектов и расширения сотрудничества с зарубежными странами, что активно реализует Мурманская область в настоящее время. Целью данного исследования являются предложения по снижению себестоимости перевозок грузов в вагонах и контейнерах в Арктической зоне России, что позволит уменьшить себестоимость добычи полезных ископаемых. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи: проанализировать морские пути и портовую инфраструктуру для перевозок генеральных грузов с точки зрения формирования грузопотоков; рассмотреть стратегию Арктической зоны России на предмет перспектив по росту грузооборота; предложить новые конструкции вагонов и контейнеров для перевозки грузов на предмет повышения экономической эффективности. При проведении исследования применялись: метод сравнительного анализа, метод аналогии и синтеза с использованием методических подходов. Морские пути и портовая инфраструктура генеральных грузов На территории Мурманской области расположены три морских порта. Два порта — Кандалакша и Витино — расположены в акватории Кандалакшского залива. Однако большая часть грузов, отправляемая для перевалки в портах Мурманской области, прибывает в регион железнодорожным транспортом в порты и терминалы, расположенные в акватории Кольского залива. В Мурманске базируется атомный ледокольный флот. Федеральное государственное унитарное предприятие «Атомфлот» госкорпорации «Росатом» предназначено для обеспечения эксплуатации и технологического обслуживания атомных ледоколов и судов вспомогательного флота. В настоящее время в составе атомного флота России четыре действующих атомных ледокола: «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр» и «Вайгач». Предприятием эксплуатируется единственное в мире транспортное судно с ядерной энергетической установкой «Севморпуть». На АО «Балтийский завод» ведется строительство двух серийных ледоколов «Сибирь» и «Урал» (срок ввода в эксплуатацию — конец 2020, 2021 гг. соответственно) [3, с. 11]. Построенный атомный ледокол «Арктика» введен в эксплуатацию. В 2019 г. атомными ледоколами ФГУП «Атомфлот» было проведено 510 судов общей валовой вместимостью 30,28 млн т (для сравнения: в 2018 г. была обеспечена проводка 331 судна общей валовой вместимостью 12,7 млн тонн) [4]. Под проводкой атомных ледоколов «Атомфлота» проходят суда по СМП, который является конкурентной альтернативой Суэцкому каналу для поставок товаров из Европы в Азию и в обратном направлении. АО «Мурманский морской торговый порт» (ММТП) находится в незамерзающей акватории Кольского залива Баренцева моря, имеет круглогодичный режим плавания морских судов, открытый выход в океан и обеспечивает сообщение с портами Западной Европы, Восточного побережья США, СМП и архипелага Шпицберген (табл. 1). 90

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz