Север и рынок. 2020, № 3.

DOI: 10.37614/2220-802X.2.2020.69.006 УДК 338.4 В. В. Ющенко аспирант третьего курса Институт экономических проблем им. Г. П. Лузина ФИЦ КНЦ РАН, Апатиты, Россия В. Е. Храпов доктор экономических наук, главный научный сотрудник Институт экономических проблем им. Г. П. Лузина ФИЦ КНЦ РАН, Апатиты, Россия Т. В. Турчанинова кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник Институт экономических проблем им. Г. П. Лузина ФИЦ КНЦ РАН, Апатиты, Россия СНИЖЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ РАСХОДОВ КОМБИНИРОВАННЫХ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ В ВАГОНАХ И КОНТЕЙНЕРАХ В АРКТИЧЕСКИХ РЕГИОНАХ РОССИИ Аннот ация. Экономика Мурманской области сохраняет сырьевую направленность, что обосновано природно-ресурсным и промышленным потенциалом региона. Хозяйственная деятельность предприятий по добыче минерального сырья, руд чёрных и цветных металлов в силу геолого-экономических характеристик и природно-климатических особенностей, присущих данной территории, еще долго будет оставаться доминирующей в региональной экономике. Регион располагает разнообразными природными ресурсами. На Кольском полуострове открыто более шестидесяти крупных месторождений различных видов минерального сырья, из которых добывается более трех десятков полезных ископаемых, наиболее ценные из которых медно­ никелевые, железные, апатитонефелиновые руды и руды редких металлов. Для организации добычи и транспортировки полезных ископаемых необходима развитая инфраструктура, поэтому стратегическую роль в экономике Мурманской области играет транспортная система. Это связано с преобладанием в области отраслей, ориентированных на производство и поставку за пределы региона значительных объемов сырья и металлов. В этих условиях каждое предприятие планирует и организует транспортировку грузов различными видами транспорта. Особая роль в этом процессе принадлежит железнодорожному транспорту, который обеспечивает круглосуточную доставку грузов от отправителей в адрес получателей независимо от погодных условий, выполняя заявки клиентов на перевозку. В связи с этим важной научной задачей является анализ грузовой базы грузовых железнодорожных перевозок Мурманской области и формирование предложений по совершенствованию экономической деятельности в этой сфере на основе существующих и новых конструкций вагонов и контейнеров для перевозки грузов по железной дороге, учитывающих пространственное направление грузопотоков, что и стало целью данной статьи. Авторами предложены варианты совершенствования экономической деятельности в области грузоперевозок железнодорожным транспортом в Мурманской области на базе модернизации вагонов и конструкции комбинированных контейнеров, имеющие научную новизну, так как современное состояние железнодорожной транспортной системы требует повышения экономической эффективности и модернизации. Эффективные экономические показатели деятельности каждого предприятия, осуществляющего добычу и переработку минерального сырья, не могут быть достигнуты без организации совершенной транспортной составляющей, требующей собственного развития. Реализация предложений, выдвинутых в статье, позволит снизить транспортные расходы, что окажет существенное влияние на социально­ экономическое развитие региона. Ключевые слова: Арктический регион, новые конструкции контейнеров, модернизация вагонов, конкурентоспособность, пространственное направление грузопотоков, моделирование, развитие арктической транспортной системы. 88

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz