Север и рынок. 2020, № 3.
и сложность в прохождении маршрута, неопределенность во времени ожидания ледокола, бюрократические проволочки, неразвитость инфраструктуры. Создание международного транзитного маршрута в перспективе потребует скрупулезной проработки правовых аспектов и, по-видимому, будет связано с необходимостью предоставления третьим странам больших прав и свобод в аспекте использования СМП. Уровень этих свобод должен быть соизмерим со свободами, предоставляющимися в международных каналах и проливах. Это, безусловно, скажется на суверенитете РФ относительно СМП в частности и Арктического региона вообще, что неприемлемо для сохранения стратегических и геополитических интересов России в Арктике. В ходе проведенного исследования было установлено, почему СМП, имея сравнительно высокие рейтинги в теоретическом анализе по сравнению с Суэцким каналом, на практике почти не имеет спроса. Автор полагает, что в рассматриваемых сравнительных исследованиях была недостаточно учтена специфика СМП, обусловленная его высокоширотным расположением, отсутствием гибкости в работе администрации (способности быстро урегулировать возникающие вопросы), которая ограничена своим правовым полем, а также достаточно продолжительным периодом деградации как самой транспортной коммуникации, так и экономики России в целом в конце прошлого века. Таким образом, в большинстве существующих исследований были недостаточно учтены следующие факторы: сложность и непредсказуемость ледовой обстановки; необходимость для прохождения по СМП на кораблях ледового класса, что вызывает дополнительные затраты; недостаточный уровень развития инфраструктуры вдоль трассы; административно-бюрократические проблемы; немаловажное значение правового статуса СМП, который не признан рядом стран; определенную роль играют антироссийские настроения и санкции. Можно выделить две группы проблем, сдерживающих сегодня развитие транзитного потенциала СМП. Одна из них связана с необходимостью дополнительных денежных затрат на строительство судов ледового класса и ледоколов и на развитие арктической логистики. Вторая группа проблем связана с правовым статусом СМП. Если первая группа — это вопрос времени и инвестиций, то вторая — это принципиальная позиция РФ, обусловленная национальными интересами. Автор статьи полагает, что если Россия в дальнейшем намеревается сохранить правовой статус СМП, то в отношении глобального увеличения транзитных грузоперевозок пока не стоит строить больших планов. Таким образом, международное транзитное освоение СМП может быть связано с потенциальным риском для России потерять суверенитет в регионе. Необходимо развивать данный маршрут прежде всего как национальную транспортную артерию, на что и были направлены основные усилия государства двух последних десятилетий. Увеличение грузооборота по СМП в ближайшей перспективе будет связано с осуществлением нефтегазовых проектов, в том числе с зарубежным участием. Литература 1. Тимофеев А. Северо-Восточная Азия на подступах к Северному морскому пути // Материалы Дальневосточного центра региональных исследований // Информационное агентство REX. URL: http://www.iarex.ru/articles/52564.html (дата обращения: 16.03.2020). 2. Лукин Ю. Ф. Анализ деятельности Северного морского пути // Вестник МГТУ. 2015. Т. 18, № 3. С .467-475. 3. Ильинова А. А., Соловьёва В. М. Анализ проблем и перспектив инновационного развития Арктической зоны РФ // Россия в глобальном мире. 2016. № 9 (32). С. 253-265. 4. Антоненко А. Из Архангельска в порт Эверетт: как современные суда покоряют Северный морской путь // Деловой журнал «Инвест-Форсайт». URL: https://www.if24.ru/kak-pokoryayut- severnyj-morskoj-put/ (дата обращения: 16.03.2020). 5. Волынчиков И. Б. Развитие конкурентоспособности Северного морского пути // Вопросы экономики и управления. 2018. № 2. С. 36-39. 6. Кудрин Н. К. Альтернативы Северному морскому пути нет // Известия: сайт. URL: https://iz.ru/598948/nikolai-surkov-kirill-kudrin/alternativy-severnomu-morskomu-puti-net (дата обращения: 15.01.2020). 7. Arctic Strategic Outlook (2019) / United States Coast Guard U. S. Coast Guard Headquarters, Washington, D. C. URL: https://www.globalsecurity.org/military/library/policy/navy/uscg-arctic_ strategic_outlook_20190422.pdf (дата обращения: 30.09.2020). 84
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz