Север и рынок. 2020, № 3.

должен в равной степени использоваться странами — членами Арктического совета и ни у кого нет 25 исключительных прав претендовать на него25. Схожая точка зрения и у заместителя директора Китайского центра по изучению полярных территорий Управления исследований океана Ли Юаньшэн: «Для нас вопрос освоения Арктики ключевой. И мы хотели бы, чтобы Россия не только пошла навстречу в исследовательском плане, но и предоставила благоприятные условия для прохождения наших судов через свои воды» [26]. Что касается СЗП, то он, аналогично СМП, не представляет собой единый маршрут и может пролегать между различными островами канадского архипелага, что зависит от ледовых условий на настоящий момент. Данный проход отличается еще более сложной ледовой обстановкой, плохо развитой береговой инфраструктурой. Количество ледоколов, которыми располагает Канада, меньше, чем у России . Тем не менее, как и СМП, СЗП может быть использован для грузоперевозок между портами Северной Европы и Азии, так как сокращает дистанцию почти на треть26. Однако, в отличие от РФ, власти Канады не придают большого значения транзитным возможностям СЗП. Проблема сохранения своего суверенитета в отношении СЗП является приоритетной, и данный проход является стратегически важной национальной акваторией [27]. Канада проводит политику установления личного суверенитета на СЗП и невозможности его интернационализации. Основной довод в спорах — это защита прибрежным государством легко ранимой и долго восстанавливающейся экосистемы Арктики [28]. Притязания США на то, что СЗП является международным проливом, Канада обоснованно отвергает, ссылаясь на то, что проход не является таковым по функциональному признаку [25]. На сегодняшний день по СЗП было сделано менее трехсот транзитных рейсов, вследствие чего о коммерческом использовании маршрута пока речи не идёт [29]. Таким образом, как на национальном, так и на международном уровнях Канада прилагает усилия для сохранения суверенитета над СЗП и подчеркивает, что он обладает статусом внутренних морских вод. Полемика о транзитном потенциале маршрута ведется крайне осторожно, поскольку признание наличия транзитных возможностей у прохода будет главным аргументом в пользу установления статуса международного пролива, чего требуют Соединенные Штаты. Подписанное в 1980-х гг. соглашение между США и Канадой, предусматривающее совместное сотрудничество в Арктике, разрешало проход американских ледоколов через СЗП. Но это не освободило отношения между государствами от всех разногласий. Поэтому в поисках компромиссного решения обсуждается возможность заключения нового двустороннего соглашения в отношении СЗП, которое определит правовой статус прохода и урегулирует вопросы его управления и использования [30]. Как видно из вышеизложенного, позиция Канады в отношении транзитного потенциала СЗП и его статуса несколько отличается от российской. На настоящий момент правовой статус СМП является темой для споров между Россией и другими странами. Некоторые специалисты считают, что эти споры пока не носят острый характер, так как транзитный потенциал СМП используется не в полную силу. Если международный грузопоток будет увеличиваться, то появится больше оснований для придания ему статуса международного пролива и давление на Россию будет возрастать, чтобы та признала этот факт [28]. Эксперты не исключают вероятность того, что возможно заключение международного соглашения, в котором суверенитет России будет ограничен рамками интересов международного торгового судоходства [28]. Автор данной статьи полагает, что существует и обратная связь, т. е. рост транзитного судоходства по данной трассе сдерживается правовым статусом СМП в плане обеспечения гарантий свободного судоходства. Выводы Основное конкурентное преимущество СМП — сокращение расстояния — практически нивелируется совокупностью слабых сторон, среди которых необходимо выделить неопределенность 25 США планируют ограничить влияние России в Арктике // РИА Новости: сайт. URL: https://ria.ru/20190222/1551266887.html (дата обращения: 23.03.2020). 26 Arctic Shipping — Commercial Opportunities and Challenges / С. O. Hansen et al. CBS Maritime. 2016. January. URL: https://services-webdav.cbs.dk/doc/CBS.dk/Arctic%20Shipping%20-%20Commercial% 20Opportunities%20and%20Challenges.pdf. 83

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz