Север и рынок. 2020, № 3.

является основным торговым партнером Китая. Хотя, вследствие начавшегося экономического противостояния, уже в 2019 г. зафиксировано сокращение внешнеторгового оборота между этими странами почти на 15 %, и в дальнейшем вероятно его снижение. На втором месте по торговому обороту — страны АТР (Япония и Южная Корея). Торговые маршруты к ним пролегают в отдалении от Арктики. Европа занимает около 20 %, а Северная Европа — порядка 3 % от общего объёма торговли [23]. Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что между Китаем и Россией возможно сотрудничество в аспекте успешного взаимовыгодного обмена того, что касается технологий, опыта, инвестиций. Стратегия развития обеих стран предусматривает углубление взаимного сотрудничества по ряду областей, в том числе и в развитии СМП. КНР и РФ разделяют взгляды друг друга в отношении Арктики с точки зрения обеспечения экономической и национальной безопасности. Существующие отдельные разногласия, которые касаются приоритетов многосторонности или национального суверенитета, не вносят сильной напряженности в отношения. При общей заинтересованности в дальнейшем развитии СМП, являющегося для Китая транзитным маршрутом проекта «Один пояс — один путь», можно надеяться на вероятность нахождения рациональных компромиссов и взаимовыгодных для обеих сторон решений проблем. Правовой статус СМП В настоящее время правовой режим арктических морских пространств регулируется Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г.23. В Конвенции, согласно ее некоторым положениям, арктическим государствам разрешается устанавливать особый режим судоходства в северных широтах. Однако имеющиеся противоречия в трактовке и использовании международного права способны подорвать суверенитет России над СМП и негативным образом отразиться на соблюдении национальных интересов России с точки зрения развития международных морских коммуникаций в Арктике [24]. Поэтому в настоящее время проблема установления правового статуса СМП по-прежнему является важной и актуальной. Суэцкий канал является международным транзитным маршрутом, и суверенитет Египта в отношении его значительно ограничивается тем, что канал провозглашен свободным и открытым в мирное и военное время для судов любой страны, а власти страны обязуются не мешать его беспрепятственному использованию ни при каких обстоятельствах и не применять право блокады (во время военных действий право свободного прохода сохраняется для судов конфликтующих сторон). Россия же, стремясь сохранить суверенитет над национальной транспортной коммуникацией, приравнивает правовой статус СМП к правовому статусу своих территориальных вод. Поэтому судоходство на этой трассе поставлено под контроль государства [21]. Эксперты считают, что такой подход к сохранению суверенитета в отношении СМП формирует ряд проблем при организации грузоперевозок. Это приводит к тому, что если существует возможность, то иностранные суда предпочитают следовать без российского ледокольного сопровождения в благоприятные периоды для навигации в водах, где не распространяется суверенитет РФ. Подобные уловки избавляют судовладельцев от необходимости общения с администрацией СМП, в то же время высокоширотные маршруты требуют оснащения достаточно 24 мощными ледоколами24. Ряд стран давно выражают обеспокоенность расширением суверенных прав арктических держав и, как следствие, сокращением свобод третьих государств на судоходство [25, 26]. Как правило, речь идет о Северо-Западном проходе (СЗП) и Канаде и СМП и России. Командующий американским флотом в Европе и Африке адмирал Джеймс Фогго отметил, что США не позволят России властвовать в Арктике и контролировать СМП. По его мнению, регион 23 Конвенция Организации Объединённых Наций по морскому праву. 1982 г. Ст. 234. С. 158. // Официальный сайт ООН. URL: http://www.un.org/depts/los/convention_agreements/texts/unclos/unclos_r.pdf (дата обращения: 20.03.2020) 24 О состоянии и проблемах законодательного обеспечения реализации стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. Ежегодный доклад. 2015. // Совет по Арктике и Антарктике при Совете Федерации РФ. URL: http://council.gov.ru/media/ files/ZPgcqZSoCG4z2mfaDtiveIRriz27Ahif.pdf (дата обращения: 15.11.2019). 82

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz