Север и рынок. 2020, № 3.

Минтранс установил возможный максимум объёма международных грузоперевозок к 2030 г. по СМП — 5 млн т, а в 2035 г. объемы транзитных перевозок должны возрасти до 10 млн т 15. Таким образом, увеличение доли международных перевозок грузов по СМП в ближайшее время вряд ли возможно. На данный момент неблагоприятная ледовая обстановка и значительная удалённость от центра экономической активности вносят новый логистический маршрут в разряд запасных вариантов мирового транспортного потенциала. Складывается парадоксальная ситуация: СМП, имея сравнительно высокие рейтинги в теоретическом анализе, на практике, по сравнению с Суэцким каналом, почти не имеет спроса. Вероятно, эту ситуацию можно объяснить специфическими факторами, которые были недостаточно учтены в рассмотренных выше сравнительных исследованиях, а именно: сложность и непредсказуемость ледовой обстановки; для прохождения по СМП необходимы корабли ледового класса, что вызывает дополнительные затраты; недостаточный уровень развития инфраструктуры вдоль трассы; административно-бюрократические проблемы; немаловажное значение имеет правовой статус СМП (будет рассмотрен ниже), который не признан рядом стран; определенную роль играют антироссийские настроения и санкции. Кроме того, следует напомнить, что история транзита через Суэцкий канал началась в 1869 г. и насчитывает уже 150 лет, а СМП открыт для международного судоходства только в 1990-х гг. В советский период маршрут использовался как национальная трасса для сообщения отдельных регионов страны и транспортировки различных грузов. Если протяженность Суэцкого канала менее двухсот километров, то расстояние по СМП составляет более 5 000 км, и создание полноценной инфраструктуры в экстремальных условиях — это достаточно сложный и длительный процесс. Китай и Арктика Рассмотрим позицию Китая как одного из самых вероятных участников транзита по СМП. В июне 2017 г. Национальной комиссией КНР по развитию и реформе и Государственной администрацией по океанам был издан документ «Перспективы морского сотрудничества в рамках инициативы «Один пояс — один путь», где рассматривался экономический маршрут в Европу через Северный Ледовитый океан. Он был назван «Ледовый шелковый путь» (Ice Silk Road) или «Полярный шелковый путь» (Polar Silk Road)16. В январе 2018 г. Госсоветом Китая была обнародована Белая книга «Арктическая политика Китая». Ее цель — отметить интересы страны в Арктическом регионе и подчеркнуть свои притязания на участие в данной тематике. В книге отмечается, что Китай — это «государство, расположенное вблизи Арктики», и состояние Арктического региона напрямую оказывает влияние на экономику КНР. Один из разделов книги следующим образом обозначил позицию Китая в этом регионе: углубленное изучение Арктики; защита экологии; рациональное использование арктических ресурсов; активизация участия в международном сотрудничестве; поддержание мира и стабильности в регионе17. Таким образом, обозначенная позиция указывает на комплексный подход Китая к арктической тематике и на ее стратегическое значение для государства [19]. Поскольку почти 90 % товаров из Китая в Европу перевозится морским транспортом, то транспортировка по Полярному шелковому пути будет для КНР экономична и прибыльна. Имеются данные, что по СМП возможно сокращение сроков доставки грузов до пятнадцати суток, при этом экономия может составить 500 тыс. долл. США при каждом рейсе [20]. Для Китая Арктический маршрут — это не только короткий путь в Европу, но и потенциальная возможность инвестирования в развитие портов Северного Китая, например Далянь и Тяньцзинь [19]. Китай в 2013 г. стал наблюдателем Арктического совета (АС) и теперь может следить за его работой, но не имеет возможности напрямую участвовать в принятии решений. Зато он устанавливает более тесный контакт с малыми арктическими государствами. Так, в этом же году было заключено соглашение об установлении режима свободной торговли с Исландией. Помимо 15 Перспективы перевозок транзитных грузов по Северному морскому пути // Перевозка 24: интернет- сервис. URL: https://perevozka24.ru/pages/na-transportnyy-potencial-arktiki-mozhet-rasschityvat-poka-tolko- rossiya (дата обращения: 28.09.2020). 16 Vision for Maritime Cooperation under the Belt and Road Initiative. URL: http://www.xinhuanet.com/ english/2017-06/20/c_136380414. htm). 17 The State Council Information Office o f the People’s Republic o f China // China’s Arctic Policy. 2018. January. URL: http://english.gov.cn/archive/white_paper/2018/01/26/content_281476026660336.htm. 80

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz