Север и рынок. 2020, № 3.
тыс. судов, что на 3 % больше аналогичного периода (январь — сентябрь) предыдущего года11. Ежегодный транзит через Суэцкий канал составляет более 1 млрд тонн грузов, а это почти 10 % от всех мировых перевозок и на порядок больше, чем аналогичный показатель у СМП12. Максимальный объем транзитных грузов по СМП был отмечен в 2013 г. и составил 1355 тыс. тонн (табл. 5). Это объясняется рядом причин. Во-первых, в этот год у Африканского Рога еще существовала угроза нападения пиратов, во-вторых, не были введены антироссийские санкции, в-третьих, еще не было открыто для прохода второе русло Суэцкого канала. Кроме того, стоимость нефти превышала 100 долл. США за баррель [15]. Таблица 5 Динамика грузовых перевозок по СМП, тыс. тонн Год 1991 2001 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 Общий объем грузов 4804 1800 3258 3876 3913 3982 5431 7480 10700 19700 31500 Объем транзитных грузов 211 30 821 1262 1355 274 40 214 194 491 697,2 Примечание. Составлено автором по: Федеральное государственное казённое учреждение «Администрация Северного морского пути»: официал. сайт. URL: http://www.nsra.ru (дата обращения: 03.02.2020). Директор Центра экономики Севера и Арктики, доктор географических наук Александр Пилясов отмечает, что если в 2000-е гг. и в начале 2010-х гг. ставка делалась на транзит как главный фактор наращивания грузовой нагрузки по маршруту СМП, то после 2014 г. ситуация поменялась. Основной грузопоток сегодня формируют российские проекты в Арктике. И хотя транзит по- прежнему важен, по словам эксперта, мы уже не отдаем ему приоритет и не переоцениваем его значение. Основные усилия направлены на развитие собственной грузовой базы. За счет СПГ- производств в Арктике нынешний объем грузооборота по СМП уже превосходит рекорды конца 1980-х гг.13. Тем не менее к концу 2020 г. должны быть готовы результаты маркетинговой стратегии проекта «Северный морской транзитный коридор» (СМТК). СМТК в этом проекте представлен как морской арктический маршрут между Северной Европой и Восточной Азией. Его предполагается формировать за счет предоставления услуг по транзиту грузов по СМП через специально созданные перевалочные порты-хабы на западе и востоке этой морской транспортной артерии. Начало транзитных перевозок в рамках СМТК планируют на 2027-2028 гг. В эти же сроки ожидается ввод в строй головного и последующих серийных ледоколов проекта «Лидер», которые могут обеспечить гарантированную и коммерчески приемлемую скорость проводки крупнотоннажных судов в восточном секторе Арктики. Уже к 2024 г. планируется создать два крупных транспортно перевалочных узла, необходимых для реализации проекта «Северный морской транзитный коридор», для обеспечения быстрой и эффективной перегрузки контейнерных грузов с фидерных судов на суда ледового класса. Предположительно хабы будут располагаться в Мурманске и Петропавловске- Камчатском14. 11Информационный сайт SEANEWS. URL: https://seanews.ru/2019/10/23/ru-sudooborot-cherez-sujeckij-kanal-13/. 12 Arctic Shipping — Commercial Opportunities and Challenges / С. O. Hansen et al. CBS Maritime. 2016. January // URL: https://services-webdav.cbs.dk/doc/CBS.dk/Arctic%20Shipping%20-%20Commercial% 20Opportunities%20and%20Challenges.pdf. 13 Петров А. Безопасность и скорость доставки грузов позволят Севморпути обойти Суэцкий канал // Экономика сегодня: сайт. URL: https://rueconomics.ru/411939-bezopasnost-i-skorost-dostavki-gruzov- pozvolyat-sevmorputi-oboiti-sueckii-kanal (дата обращения: 28.09.2020). 14 Емельяненков А. Севморпуть оставят в прежних границах, но транзит по нему будут развивать // Российская газета: сайт. URL: https://rg.ru/2020/07/16/reg-szfo/sevmorput-ostaviat-v-prezhnih-granicah-no- tranzit-po-nemu-budut-razvivat.html (дата обращения: 28.09.2020). 79
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz