Север и рынок. 2020, № 3.

Таблица 3 Конкурентоспособность маршрутов по совокупности количественных и качественных факторов [18] Маршрут Совокупный результат оценки конкурентоспособности Транскорейская железная дорога — Транссиб 0,8280 (1-е место) Пусан— Восточный— Транссиб 0,4173 (4-е место) Пусан— Владивосток— Восточный— Транссиб 0,4088 (5-е место) Пусан— Ванино — Транссиб 0,5892 (3-е место) Пусан— Суэцкий канал — Европа — Берлин 0,3442 (6-е место) Пусан— СМП— Европа— Берлин 0,6987 (2-е место) Следующий анализ сравнения себестоимости рейса сухогруза из Киркенеса в Иокогаму, опубликованный журналом «Форбс», также иллюстрирует преимущество СМП перед Суэцким каналом (табл. 4) [2]. Таблица 4 Сравнительный анализ себестоимости рейсов сухогруза 70 000 тонн из Киркенеса (Норвегия) в Иокогаму (Япония) через Суэцкий канал и по маршруту с использованием СМП Показатель себестоимости Суэцкий канал Северный морской путь Расход топлива, всего 1 000 000 долл. США на 44 дня 601 000 долл. на 26 дней в день 33 т, по 700 долл. за тонну 33 т, по 700 долл. за тонну Стоимость фрахта, всего 720 000 долл. на 48 дней 450 000 долл. на 30 дней в день 15 000 долл. в день 15 000 долл. в день Плата за проход через Суэцкий канал 250 000 долл. - Плата за ледокольное сопровождение по СМП - 375 000 долл. Плата за обслуживание в портах 250 000 долл. 250 000 долл. Непредвиденные расходы (буксировка в порту и др.) 50 000 долл. 50 000 долл. Дополнительная страховая премия по риску пиратства в Аденском заливе 110 000 110 000 долл. Дополнительная страховая премия за прохождение по СМП 70 000 долл. Итого 2 380 000 долл. и 48 дней 1 796 000 долл. и 30 дней Примечание. Источник: Сайт журнала «Форбс»: URL: http://www.forbes.ru/sites/defauMnes/users/user12848/04_ed_infographic_0jpg. Использование Суэцкого канала избавляет грузоперевозчиков от обхода вокруг континента Африка, а сборы от прохождения судов через канал составляют существенную часть бюджета Египта, сравнимую с доходами от туристической индустрии. Если в 2014 г. Суэцким каналом воспользовалось 17,9 тыс. судов, то после открытия второго русла в 2015 г. эта цифра удвоилась — 35,0 тыс. судов9. Ожидается, что открытие второго русла к 2023 г. повысит ежегодные доходы от Суэцкого канала с 5,3 до 13,2 млрд долл. США, а суточную пропускную способность — до 97 судов. Уменьшится и время прохождения — с 18 до 11 часов10. За девять месяцев 2019 г. через Суэцкий канал прошло порядка 13,9 9 The Suez Canal: A Growing Center for Global Commerce // URL: http://www.egyptembassy.net/ media/1129-2059_Egypt_SuezCanal_061915i1 .pdf. 10 Кракова С. Когда Севморпуть сможет заменить Суэцкий канал // Сайт Газетами. URL: https://www.gazeta.ru/business/2018/09/10/11957443.shtml (дата обращения: 28.09.2020). 78

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz