Север и рынок. 2020, № 3.
транзитную магистраль глобального масштаба из-за эксплуатационных расходов и конкуренции с мировыми портами» [16]. Зарубежные специалисты из Arctic Institute считают, что строительство судов ледового класса для транспортировки грузов по СМП может быть целесообразно, только если произойдет сокращение ледяного покрова настолько, что станет возможна круглогодичная навигация8. В ближайшей перспективе предполагается, что транзитный грузооборот по СМП будет носить сезонный характер и иметь сырьевую направленность [3]. Однако все перечисленные проблемы не препятствуют РФ разрабатывать планы по освоению и использованию СМП и не уменьшают заинтересованности зарубежных компаний к этой трассе [1]. Сравнительный анализ конкурентных возможностей Суэцкого канала и СМП, проведенный зарубежными экспертами Рядом зарубежных исследователей проводился анализ конкурентных возможностей различных маршрутов транспортировки грузов. Так, в 2013-2014 гг. специалистами из Республики Корея было проведено комплексное исследование маршрутов для транспортировки товаров внешней торговли Южной Кореи с Европой, в том числе и по СМП [17]. В ходе исследования рассматривались количественные и качественные факторы. К количественным были отнесены: расстояние, время транспортировки и стоимость в расчете на двадцатифутовый контейнер (табл. 2). Таблица 2 Количественные показатели маршрутов транспортировки грузов из Пусана в Берлин [18] Маршрут Общее расстояние, км Время транспортировки, дни Стоимость, долл. США / 20-футовый контейнер Транскорейская железная дорога — Транссиб 12481 26 4200 Пусан — Восточный — Транссиб 12002 46,5 5016 Пусан— Владивосток— Восточный— Транссиб 12004 47,5 5016 Пусан — Ванино — Транссиб 11981 33 5416 Пусан — Суэцкий канал — Европа — Берлин 20945 35 5665 Пусан — СМП — Европа — Берлин 12645 20 5996 Качественные факторы: 1) транспортные услуги, которые предполагают: возможность доставки груза в указанные сроки; возможность быстрого реагирования на какие-либо изменения в транспортировке груза; регулярность грузовых отправлений; возможность уведомления о нахождении транспортируемого груза; 2) безопасность — возможность предотвращения чрезвычайной ситуации и оказание помощи судну в случае необходимости в процессе транспортировки; принятые меры, способствующие безопасности груза; 3) информированность — предоставление необходимой информации о маршруте. Из таблицы 2 следует, что СМП имеет наибольшую стоимость перевозок, но обладает преимуществом по сравнению с отдельными конкурентами в расстоянии и затраченном времени. В результате сравнительного анализа маршрутов по качественным показателям СМП занял предпоследнее место, опередив только маршрут Пусан — Ванино — Транссибирская магистраль. При этом выигрыш по количественным показателям оказался настолько значительным, что по совокупности всех факторов СМП занял второе место (табл. 3). Получается, что СМП показал большие конкурентные возможности для транзита товаров из Южной Кореи в Европу по сравнению с Суэцким каналом. 8 Arctic Shipping — Commercial Opportunities and Challenges / С. O. Hansen et al. CBS Maritime. 2016. January // URL: https://services-webdav.cbs.dk/doc/CBS.dk/Arctic%. 77
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz