Север и рынок. 2020, № 3.
Существуют проблемы в сервисном обслуживании на СМП, что является следствием экономической деградации российской Арктики после развала СССР. К информации о протяженности СМП следует также относиться критически. СМП представляет собой не единый маршрут. Особенностью трассы, проходящей вблизи берегов, является то, что в этих водах меньше льда, но они мелководны. Соответственно, невозможно использование судов большой грузоподъемности, что вызывает удорожание перевозок. Разница в маршрутах движения вдоль берега или на удалении от него может составлять до 1000 морских миль. Сложность ледовой обстановки также напрямую зависит от удаления от берега. То есть чем ближе к Северному полюсу, тем толще лед. Маршруты крупнотоннажных судов будут пролегать значительно севернее, т. е. там, где им обязательно понадобится помощь ледоколов. Таким образом, основное преимущество СМП — сокращение маршрута — нивелируется его географическим расположением и обуславливает сдерживающие факторы для увеличения его транзитного грузооборота. Некоторые эксперты отмечают, что, хотя в настоящее время явных рисков военно политического характера, способных повлиять на СМП, нет, угроза их возникновения существует. К примеру, политическим руководством некоторых западных стран не приветствуется политика нашего государства, направленная на укрепление своих позиций в Арктике (например, законодательные акты об исключительном праве российских судов на перевозку нефти по этому маршруту). Так как конкуренция за арктические ресурсы будет обостряться, это повлечет за собой желание ограничить роль России в данном регионе. Это может вызвать политические осложнения (например, ввод санкций в отношении компаний, эксплуатирующих СМП), что, в свою очередь, способно снизить и без того невысокую привлекательность этого маршрута [9]. Существует сложность прохождения СМП для контейнерных перевозок, особенностью которых в настоящее время является четкость соблюдения графика доставки, т. е. соблюдение принципа just in time. Непредсказуемая ледовая обстановка способна сорвать планы по доставке грузов, что оказывает негативное влияние на контейнерные перевозки. Также это вызывает дополнительные страховые расходы [13, 14]. На СМП имеются проблемы в работе спутниковой связи. Высокоширотные области (выше 70-75 градусов северной широты), вследствие большой геомагнитной активности, отличаются перебоями в работе различных систем. Здесь не всегда могут функционировать операторы спутниковой связи (Inmarsat, Thuraya, GlobalStar) [15]. Всё это ведет к увеличению риска возникновения чрезвычайных ситуаций, и, соответственно, возрастают страховые расходы. Правда, в последнее время отмечается улучшение ситуации в связи с использованием ГЛОНАСС/GPS. Таким образом, состояние инфраструктуры СМП, различных систем обеспечения и сервисов предопределяют здесь возможные риски и большие страховые расходы, в особенности это касается перевозки опасных грузов: нефтепродуктов, газового конденсата, сжиженного природного газа и т. д.7. Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что стабильно функционирующий транзит по СМП предполагает: 1) создание современной инфраструктуры, в том числе портовой, на всем протяжении маршрута: строительство глубоководных портов с современной логистикой и надлежащим сервисным обслуживанием; создание гидрометеорологического обеспечения, эффективной аварийно-спасательной службы, способной быстро реагировать в случае чрезвычайных ситуаций независимо от погодных условий и в любой точке акватории СМП и т. п.; 2) строительство достаточного количества ледоколов: во-первых, для осуществления регулярной навигации в зимние и весенние месяцы, во-вторых, для сокращения времени ожидания на маршруте; 3) упрощение бюрократических процедур и урегулирование административно-технических сложностей. Эти меры значительно уменьшили бы риски при прохождении трассы, сократили бы страховые ставки и тем самым увеличили бы привлекательность СМП в отношении транзитных перевозок. Реализация всего этого потребует немалых инвестиций и временных затрат. Некоторые эксперты утверждают, что планы по использованию СМП как международного транзитного маршрута весьма неопределённы. Например, исследователи Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации полагают, что транзитный потенциал СМП переоценен. Был сделан вывод, что «он не превратится в ключевую 7 Северный морской путь: перспективы развития в XXI веке // Сайт высшей школы экономики. URL: https://www.hse.ru/news/149968182.html (дата обращения: 16.03.2020). 76
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz