Север и рынок. 2020, № 3.
По сведениям администрации СМП, зарубежных судовладельцев устраивает качество российского ледокольного сопровождения, но период ожидания ледоколов, связанный с их недостаточным количеством, может затягиваться на неделю. Вызываемое этим недовольство грузоотправителей вполне оправдано, поскольку важнейшее достоинство СМП — уменьшение времени нахождения на маршруте и расходов — сводится к нулю. В случае увеличения объема перевозок по СМП время ожидания может возрасти5. Кроме того, как указывалось выше, при использовании ледоколов скорость продвижения судна значительно уменьшается, что понижает коммерческую привлекательность СМП. Ледокольная проводка приводит к удорожанию перевозок. Имеются усредненные данные, что, при сокращении транспортных расходов в результате использования СМП в пределах от 20 до 30 %, расходы на прохождение маршрута из-за его сложности сокращают эту цифру примерно на 3 % от стоимости реализованных грузов [10]. Несмотря на то что разрешение на проход через СМП администрацией выдается бесплатно, существуют страховые сборы с компаний-судовладельцев (например, на случай технических проблем и т. д.). Стоимость страховки, как правило, достаточно высока, так как сложность и малая предсказуемость маршрута или затянувшееся ожидание ледокола зачастую вносят свои коррективы в планы доставки, особенно это касается сроков. Бюрократические процедуры усложняют судоходство на СМП, в частности, это касается разрешений для выхода на маршрут или ледокольное сопровождение. Согласно правилам плавания в акваториях СМП, судовладелец или капитан судна не более чем за пятнадцать суток до выхода должен подать заявку в администрацию СМП для приобретения разрешения, которое имеет строгие временные рамки. На Суэцком канале эти процессы отработаны за многие годы и максимально упрощены. Существуют многочисленные административно-технические сложности, связанные с оплатой ледоколов иностранными фрахтователями. Нарекания вызывают условия предоставления лоцманов для проводки судов через проливы и метеорологических сводок с точки зрения завышенных расценок. Одной из основных проблем при реализации транзитного потенциала СМП является неразвитая транспортная инфраструктура почти на всем протяжении маршрута, особенно в восточной его части. Речь идет о недостаточном количестве портов: 1) оборудованных контейнерными терминалами, которые могли бы играть роль логистических центров; 2) глубоководных морских портов для судов с повышенной грузоподъемностью (если говорить о транзитном потенциале, то большая грузоподъемность удешевляет транспортировку товаров, а достаточное количество глубоководных портов способствовало бы привлечению большего количества грузов на маршрут; 3) восточная часть СМП характеризуется не только отсутствием глубоководных портов, но и устаревшей портовой инфраструктурой. Недостаточно развит мониторинг ледовой ситуации, который должен предоставляться данными радарных космических съемок в режиме реального времени. Внедрение такой радарной системы — одна из задач при формировании действенной системы мониторинга ледовой ситуации в акваториях СМП [11]. Плавание по СМП осложняется неудовлетворительным навигационно гидрографическим и гидрометеорологическим обеспечением [12]. Недостаток функционирующей спасательной инфраструктуры и поисково-спасательных ресурсов, их удаленность друг от друга препятствуют быстрому реагированию на чрезвычайную ситуацию и осложняют проведение поисково-спасательных работ. Считается, что относительная безопасность может быть обеспечена в пределах маршрута от Мурманска до Карского моря, и здесь спасатели способны оказать помощь судну в случае необходимости. В перспективе предполагается создать тринадцать специальных центров по спасению на протяжении всего СМП. В Мурманске подобный центр уже существует6. 5 Котляр В. Использование ледоколов в акватории Северного морского пути для обеспечения безопасности мореплавания судов под иностранным флагом: правовые основы и сложившаяся практика. URL: http://mssiancountil.ru/analytics-and-comments/analytics/ispolzovanie-ledokolov-v- akvatorii-severnogo-morskogo-puti-d/ (дата обращения: 14.01.2020). 6 Карпов М. Россия воспользуется этими плодами. Как глобальное потепление поможет Северному морскому пути // Информацион. сайт Лента.ру. URL: https://lenta.ru/articles/2017/01/29/belov/ (дата обращения: 15.03.2020). 75
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz