Север и рынок. 2020, № 3.
corridor, it will take huge financial and time resources, also Russia may have to sacrifice its strategic and geopolitical interests in the Arctic, which is currently unacceptable. Keywords: Arctic, Northern Sea Route, Suez Canal, ensuring national security, geopolitical interests, competitiveness, transit potential. Введение Северный морской путь — исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация Российской Федерации в Арктике, которая является для России наиважнейшей трассой в экономическом и социальном аспектах [1]. Географический маршрут СМП проходит от Карских Ворот до бухты Провидения, что составляет 5 600 км. Плавание по СМП может начинаться в любом морском порту: Роттердаме, Санкт-Петербурге, Киркенесе, Шанхае. Выходящие из этих портов суда могут следовать арктическими маршрутами в обозначенных пределах либо использовать более высокоширотные маршруты, если это позволяет ледовая обстановка [2]. Большую роль СМП играет в обеспечении национальной безопасности России, а также является средством доставки добываемых ресурсов из арктических регионов, которые обеспечивают порядка 12-15 % ВВП страны [3]. Помимо этого, СМП — дополнительное сообщение для отдельных регионов страны, включая европейский Север, север Сибири и Дальнего Востока. Для России СМП необходим как стратегический канал перевозки различных грузов, а в последнее время все чаще речь о нем идет как о возможном источнике прибыли, которая может быть получена от использования инфраструктуры и ледоколов при транзитных грузоперевозках [4, 5]. Некоторые эксперты полагают, что в самом ближайшем будущем СМП из внутренней коммуникации может превратиться в один из наиболее важных международных транспортных коридоров [6]. Климатические изменения, приводящие к сокращению арктических льдов, способствуют тому, что навигация по СМП становится более протяженной по времени , и в настоящее время ученые и практики говорят о превращении СМП в международную транспортную коммуникацию. Транзитный потенциал СМП, особенно в условиях потепления климата, высоко оценивается в арктических стратегиях как арктических, так и неарктических стран [7, 8]. В марте 2018 г. президент России Владимир Путин в обращении к Федеральному собранию заявил, что СМП должен стать «ключом к развитию русской Арктики и регионов Дальнего Востока». Необходимо превратить его в «по-настоящему глобальную, конкурентную транспортную артерию ». Ранее главой государства отмечалось, что «если мы обеспечим круглогодичное использование СМП, то доставка товаров из Азии в Европу и обратно будет более экономически рациональной, чем по альтернативным маршрутам»2. Поэтому проблема использования СМП остается актуальной в арктической проблематике научных исследований и в практической деятельности как российского государства, так и бизнеса, имеющих отношение к использованию данной транспортной магистрали. В ходе исследования использовался метод экспертных оценок, который применяется в случаях сложности проблемы, недостатка имеющейся информации, неосуществимости математической формализации процесса решения. В таком случае прибегают к рекомендациям компетентных специалистов, знающих данную проблематику. Позитивные и негативные факторы при использовании СМП Обычно приводятся следующие факторы, обуславливающие привлекательность СМП в сравнении с другими маршрутами: отсутствие угрозы пиратских нападений, платы за проход судна транзитом, существующей в Суэцком канале, а также отсутствие очередей. Первый фактор — сокращение расстояния и, как следствие, экономия на топливе. Примеры действия данного фактора рассмотрены в табл. 1. 2 Послание Путина Федеральному собранию // Информационное агентство REGNUM. URL: https://regnum.ru/news/polit/2385600.html (дата обращения: 14.01.2020). 73
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz