Север и рынок. 2020, № 3.
DOI: 10.37614/2220-802X.2.2020.69.005 УДК 338. 24(985) А. Б. Николаева кандидат экономических наук, доцент, старший научный сотрудник Институт экономических проблем им. Г. П. Лузина ФИЦ КНЦ РАН, Апатиты, Россия КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СЕВЕРНОГО МОРСКОГО ПУТИ1 Аннот ация. Арктический регион, в том числе российская Арктика и Северный морской путь (СМП), в настоящее время характеризуется повышенным интересом многих государств мира и международных деловых кругов. Необходимость освоения Арктики для России бесспорна, и СМП является основой развития этого региона. Кроме того, регион обладает уникальным транспортным и логистическим потенциалом. Считается, что в перспективе он свяжет наиболее крупные рынки Азии, Европы и Северной Америки морскими транспортными коридорами. Климатические изменения и таяние льдов все больше открывают СМП для навигации, что приводит к возрастанию привлекательности данного маршрута. На уровне правительства страны ставится задача разработки возможностей превращения СМП в международный транспортный коридор, аналогичный Суэцкому каналу. Однако потенциальные возможности транзита СМП носят неочевидный характер. Целью статьи являются определение конкурентных возможностей СМП и оценка его транзитного потенциала в ближайшей перспективе. Для достижения поставленной цели необходимо выявить сильные и слабые стороны при использовании СМП, провести сравнительный анализ известных международных маршрутов (Суэцкого канала) и данной трассы, определить перспективы транзитного потенциала СМП, выделив наиболее вероятного потенциального участника транзитных перевозок — Китая. В результате исследования был сделан вывод о том, что в ближайшей перспективе СМП не составит конкуренции Суэцкому каналу и другим международным маршрутам, а будет востребован как национальная транспортная артерия для транспортировки добытых нефтегазовых ресурсов с месторождений в арктической части России. Если же говорить о превращении СМП в международный транспортный коридор, то, во-первых, это потребует колоссальных денежных средств и времени, во-вторых, России, вероятно, придется пожертвовать стратегическими и геополитическими интересами России в Арктике, что в настоящее время неприемлемо. Ключевые слова: Арктика, Северный морской путь, Суэцкий канал, обеспечение национальной безопасности, геополитические интересы, конкурентоспособность, транзитный потенциал. A. B. Nikolaeva PhD (Economics), Associate Professor, Senior Researcher Luzin Institute for Economic Studies, Federal Research Centre “Kola Science Centre of Russian Academy of Sciences”, Apatity, Russia COMPETITIVENESS OF THE NORTHERN SEA ROUTE Abstract. The Arctic region, including the Russian Arctic and the Northern Sea Route (NSR), is currently characterized by an increased interest of many countries o f the world and international business circles. For Russia the need to develop the Arctic is indisputable, and the NSR is the basis for development of the region. In addition, the region possesses a unique transport and logistics potential. It is believed that in the future it will connect the largest markets in Asia, Europe and North America with maritime transport corridors. Climatic changes and melting of ice are increasingly opening up the NSR for navigation, and this leads to an increase in the attractiveness o f this route. At the national level, the task is to develop possibilities for turning the NSR into an international transport corridor, similar to the Suez Canal. However, the transit potential o f the NSR is not obvious. The article is aimed to determine the competitive capabilities o f the NSR and assess its transit potential in the near future. To achieve the goal, it is necessary to identify strengths and weaknesses when using NSR, to conduct a comparative analysis of the known international routes (the Suez Canal) and this route, and to reveal prospects for the transit potential o f the NSR, identifying the most likely potential transit transport participant — China. As a result o f the study, it was concluded that in the near future the NSR will not compete with the Suez Canal and other international routes, but will be in demand as a national transport artery for transporting extracted oil and gas resources from the fields in the Arctic part o f Russia. As to the transformation of the NSR into an international transport 1 Работа выполнена в рамках темы № 0226-2018-0004 ИЭП «Взаимодействие глобальных, национальных и региональных факторов в экономическом развитии Севера и Арктической зоны Российской Федерации» по госзаданию ФИЦ КНЦ РАН. 72
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz