Север и рынок. 2020, № 3.

Освоение нового ресурсного пространства Арктики даже традиционными методами добычи всегда сопровождается многими сопутствующими инновациями в логистике, схемах обустройства, и это определяет общую степень новаторства. Неслучайно и поддержка государства с федерального уровня во втором случае обычно мощнее, чем в третьем, где эта поддержка часто спускается уже на уровень региона. 2. Гринфилд: утрированная инновационность технологий, ресурса и места В первом случае (табл. 2) имеет место настоящий арктический венчур: формирование нового вида деятельности по добыче принципиально нового вида ресурса с обязательным использованием новой технологии в новом месте размещения (где ранее объектов индустриализации не было) и с новой морской логистикой. Очевидно, что здесь промышленная политика государства должна иметь предельную широту и активность, широкий перечень государственных преференций — освобождение от НДПИ и экспортных пошлин, сниженный налог на прибыль, поддержка средствами из Фонда национального благосостояния и др. Речь идет о пионерном освоении абсолютно «свежих» ресурсов (так называемых staples), о новом ресурсном фронтире. Ближайший аналог — это «младенческая отрасль» (infant industry), которая, как общепризнанно в мире, должна иметь безоговорочную обширную государственную поддержку. Проекты «Ямал-СПГ» и «Арктик СПГ-2» по всем своим характеристикам относятся к первому типу арктических проектов пионерного освоения и создания новой отрасли с нуля. Например, проект «Ямал-СПГ» характеризуется значительным числом черт, которые выделяют его на фоне уже реализуемых проектов нового освоения российской Арктики и выводят на уровень флагманского. Он включает создание такого набора объектов производственной, транспортной и бытовой инфраструктур, который превосходит любой другой проект нового освоения: помимо чисто производственных объектов (завод по производству СПГ мощностью 16,5 млн т в год и обустройство самого месторождения), построены с нуля новый морской порт Сабетта со специальным судоходным подходным каналом в Обской губе и с нефтеналивным терминалом, аэропорт (один из крупнейших в мире за полярным кругом), газовая ТЭС, вахтовый пос. Сабетта, который является крупнейшим в России среди поселков подобного типа, численность жителей в 2016 г. составляла 22 тыс. чел. и продолжает расти по мере увеличения объемов производства и ввода новых объектов [5]. Проект отличается большим количеством индивидуальных технологических решений во всех трех производственно-транспортных системах: добычи, переработки и транспортной логистики. В системе добычи ООО «Уралмаш НГО Холдинг» совместно со специалистами других машиностроительных предприятий (ОАО «Механический завод», ООО «Спецмаш» и др.) были сконструированы специальные буровые установки «АРКТИКА», которые имеют инновационную конструкцию с автономными теплогенераторами для обогрева, что минимизирует простой оборудования, а также позволяет осуществлять работу в сложных природно-климатических условиях, в том числе в актированные дни [6]. В системе переработки нужно, прежде всего, отметить технологию сжижения газа «Арктический каскад», которая позволяет конструктивно использовать арктический холод для удешевления производственного процесса: если температура поднимается выше +20 градусов, то производительность СПГ-завода падает [7]. В логистической системе для транспортировки СПГ специально были спроектированы танкеры усиленного ледового класса «Arc7». Газовозы способны проходить во льдах толщиной до 1,5 м, что позволяет круглогодично обходиться без ледокольной проводки при осуществлении навигации в западном направлении. В восточном направлении, которое является ключевым для проекта (более 85 % СПГ поставляется в страны АТР), танкеры обходятся без ледокольной проводки в течение арктического лета. Доставка груза в восточном направлении по СМП, например, в Китай, осуществляется в два раза быстрее, чем по традиционному маршруту через Суэцкий канал (19 против 35 дней) [8]. 7

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz