Север и рынок. 2020, № 3.
Существующим процедурам выбора партнеров для межорганизационных альянсов присущи следующие недостатки [8]: 1) большинство инициаторов создания альянсов пренебрегает оценкой соответствия характеристик и возможностей выбираемых партнеров стратегическим целям сети; 2) не существует унифицированных требований к соискателям с применением конкретных показателей деятельности, что делает невозможным их объективное сравнение; 3) в процессе отбора не применяются адаптированные аналитические инструменты; 4) характеристики соискателей оцениваются без учета их изменений с течением времени; 5) в случае проведения оценки партнеров, в процессе анализа не учитываются многие факторы, влияющие на эффективность акторов и сети в целом. Проблемы проектирования территориальных сетевых структур прослеживаются в практике создания пространственных кластеров, которые относятся к предпринимательским сетям согласно теоретическим положениям, определяющим их целевое и функциональное содержание. Целью формирования пространственных альянсов географически близко расположенных предприятий и организаций, реализующих различные функции, является создание наукоемких продуктов и развитие инновационных процессов в регионе локации, что предполагает наличие у кластеров отличительных характеристик предпринимательской деятельности [22]. Однако на практике пространственные кластеры такими чертами не обладают, так как: 1) организации объединяются в альянс не на основе прорывной инновационной идеи, а по принципу прямого или косвенного соответствия вида деятельности какой-либо отрасли, что превращает кластеры из инновационных в отраслевые; 2) преимущественно государственное финансирование создания и поддержки кластеров является механизмом перераспределения бюджетных средств в пользу какой-либо отрасли вне зависимости от наличия новаторских идей и приверженности постоянному поиску новшеств; 3) отсутствие высоких требований к качеству инновационных проектов при финансировании кластеров государством, в отличие от требований при финансировании венчурными инвесторами, является причиной отступления от принципов предпринимательства и неэффективности кластерной формы кооперации; 4) вхождение в кластер по мотивам участия в перераспределении государственных средств исключает из деятельности резидентов такую отличительную характеристику инновационного предпринимательства, как готовность к высоким рискам и дестабилизации сложившейся рыночной конъюнктуры. Как отмечает А. Г. Голиченко: «Наиболее успешные кластеры формируются там, где осуществляется или ожидается прорыв в области техники и технологии производства — повсеместное собирание кластеров из «обломков и отходов» отраслей и секторов рынка, находящихся в состоянии упадка, не может привести к успеху» [23]. Таким образом, актуальной является задача обеспечения эффективного состава участников предпринимательских сетей различных уровней территориального и хозяйственного деления, в том числе инновационных пространственных кластеров. Для решения данной задачи предлагается следующая методика сравнительной оценки сетевого предпринимательского потенциала территориальной социально-экономической системы как совокупности предпринимательских потенциалов ее акторов. Методика оценки сетевого предпринимательского потенциала территориальной социально экономической системы Территориальная социально-экономическая система рассматривается как единица организационно-правовой структуры управления целостной территорией страны, представляющая собой определенную часть социального, природного, экономического, инфраструктурного, культурно-исторического и пространственного потенциалов государства, которая находится в юрисдикции субфедеральных или местных органов власти [24]. Целью исследования является установление сравнительных возможностей стейкхолдеров территории в качестве участников предпринимательских проектов (сетей) на основе экспресс-анализа информации, полученной из открытых источников. Основными принципами формирования информации о предпринимательском потенциале стейкхолдеров территории являются: выбор стейкхолдеров, чья деятельность непосредственно способствует реализации особых свойств предпринимательства; оперативность формирования информации о возможностях стейкхолдеров территории для принятия управленческого решения; достоверность информации, подтверждаемая транспарентностью и компетентностью источников. Предлагаемая методика оценки сетевого предпринимательского потенциала территории (СППт) включает три блока показателей. 60
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz