Север и рынок. 2020, № 3.

в условиях рыночной неопределенности; 3) венчурная форма финансирования деятельности в отличие от банковского кредитования и акционирования предприятий. Названные выше особенности формируют особенный тип хозяйственного поведения предпринимателя, главной специфической особенностью которого, в отличие от прочих типов хозяйственной деятельности, является не создание конкурентных преимуществ, а формирование лучших для себя условий хозяйствования через реализацию специфического свойства — новаторства, являющегося источником нарушения рыночного равновесия, расширения рыночного спроса и получения предпринимательской выгоды. В информациональной модели экономики основой устойчивого развития социально­ экономической системы являются знания и технологии — источники новшеств и инноваций. Таким образом, очевидна взаимосвязь между функцией устойчивого экономического роста в новой парадигме информациональной производительности, являющейся основой экономики знаний, и современной трактовкой экономического содержания предпринимательства, что позволяет сделать вывод о системообразующей роли предпринимательства в формировании новых социально­ экономических отношений экономики знаний. Новые свойства социально-экономических отношений, усложнение их конфигурации и придание предпринимательству системообразующей роли в экономике знаний актуализируют необходимость развития сетевых форм предпринимательской деятельности, которые становятся все более популярной структурой организации «умного» бизнеса [5]. Актуализация развития сетевых форм предпринимательства в современной экономике также связана с появлением междисциплинарных областей нейронауки — нейроэкономики, теории принятия решений, нейролингвистики, нейромаркетинга и нейроменеджмента [6]. В основе исследования и проектирования сетевых структур лежит определение сети как набора элементов — акторов и связей между ними. При этом исследования акцентируются не на функционале элементов, а на интенсивности и траекториях связей между ними [7]. Интенсивность связей между акторами зависит от предпринимательских возможностей каждого из них. Любое побуждение к сотрудничеству требует анализа возможностей партнеров, поскольку реализация конкурентных преимуществ сети зависит от конгруэнтности акторов [8]. Для эффективной реализации предпринимательских идей возможности сетевых акторов должны прежде всего соответствовать отличительным особенностям предпринимательства: креативности — мотивированности к постоянному поиску новых идей; инновационности — способности к созданию и распространению новшеств; информациональности — готовности к генерированию и обмену информацией и знаниями, в том числе в глобальном масштабе; обоснованной рискованности — способности к гибкому реагированию на вызовы в неопределенной среде и формированию положительного имиджа для венчурных инвесторов. Существуют следующие методические подходы к оценке полезности того или иного партнера для межорганизационного альянса: оценка конкурентных преимуществ в процессе создания стоимости (value creation); оценка издержек в процессе создания стоимости (cost savings); оценка экономического потенциала (economic potential); монетарная, немонетарная и интегративная оценки стейкхолдерской стоимости (stakeholder value) [9-12]. Из всех перечисленных методов оценка предпринимательского потенциала позволяет получить представление о предпринимательских свойствах акторов и сопоставить их с целями проекта (сети), что дает возможность определить границы предпринимательского маневра сети в процессе комбинирования ресурсов, оценить риски, пути их минимизации и, как следствие, повысить заинтересованность венчурных инвесторов. Задача оценки возможностей предполагаемых участников предпринимательских сетей, которые при имеющихся ресурсах и определенных условиях могут быть мобилизованы рассматриваемой экономической системой в соответствии с поставленными целями, решается в рамках методологии оценки потенциала организации [9]. Под потенциалом организации понимаются все факторы процессов производства и обмена, которыми располагает предприятие для ведения экономической деятельности (материальные, финансовые, технологические, трудовые, информационные, организационные, институциональные и т. п.), поэтому в качестве интегрального показателя потенциала предприятия рассматривается экономический потенциал [13]. Предпринимательский потенциал социально-экономической системы является одним из экономических ресурсов, влияющих на характер и темпы экономического развития [14] 58

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz