Север и рынок. 2020, № 3.
Бонни и его последователи рассматривают гражданскую науку не только как участие общественности в научных исследованиях, но и как инструмент для продвижения понимания науки обществом и возвращения на «улицу с двусторонним движением», т. е. обеспечения связи общество — наука и наука — общество [5]. В 2013 г. была создана Европейская ассоциация гражданской науки (European Citizen Science Association — ECSA), и сегодня в нее входят более 200 организаций и индивидуальных участников из 28 стран2. Ассоциацией были разработаны десять основных принципов гражданской науки3. Их суть в следующем: активное вовлечение граждан в научную деятельность, которая ведет к получению новых знаний; исследования должны быть построены на строгой научной методологии и вести к подлинным научным результатам; все участники, как профессиональные ученые, так и ученые- любители, должны извлекать взаимную выгоду; гражданские ученые могут участвовать во всех этапах научного процесса — от постановки цели и задач, выбора методов, сбора и анализа информации до распространения результатов. Кроме того, ученые-любители получают информацию о проекте после его реализации; данные и метаданные проектов должны быть доступны общественности и по возможности все результаты исследований должны публиковаться в открытом доступе; имена гражданских ученых упоминаются в результатах исследований и публикациях; результаты оцениваются по их научному вкладу, качеству полученных данных без каких-либо скидок; всю меру ответственности за результаты научного проекта, включая правовые и этические аспекты, касающиеся авторского права, интеллектуальной собственности, конфиденциальности и ответственности, несут профессиональные ученые. С одной стороны, гражданская наука сама является методом научного исследования, который объединяет информационно-пропагандистскую работу для общества со сбором научных данных с участием добровольцев на местном, региональном и других уровнях [6]. С другой стороны, гражданская наука использует набор специфических методов, которые постоянно развиваются. В ее арсенале такие методы, как наблюдение и документирование его результатов различными способами, выполнение микрозадач в рамках крупных проектов с поддержкой Интернета (Internet-enabled microtasking), онлайн-опросы, этнографические методы, в том числе индивидуальные структурированные и полуструктурированные интервью, также используются методы фокус-группы и нарративного интервью, игры и игровые технологии. Применяется такой механизм организации исследований, как краудсорсинг, — привлечение к решению научных задач широкого круга лиц на добровольных началах. Краудсорсинг может осуществляться через челленджи, хакатоны (хакерские марафоны — форумы, во время которых специалисты из разных областей разработки программного обеспечения вместе решают какую-либо проблему) и другие способы привлечения добровольцев [7]. М. Хакли, профессор Университетского колледжа Лондона, типологизировал участие непрофессионалов в научной работе по степени их вовлеченности в виде четырех иерархических уровней [8]. Первый (исходный) уровень — «Краудсорсинг», когда граждане выступают как сенсоры и поставщики информации, сюда входят также добровольные компьютерщики и участники компьютерных опросов. Второй уровень — «Распределенный интеллект (Distributed intelligence)», в этом случае граждане выступают как основные интерпретаторы знаний, применяя так называемое добровольческое мышление (volunteered thinking). Третий уровень — «Наука участия (Participatory science)», здесь граждане участвуют в определении задач исследования и сборе данных. Четвертый уровень — «Экстремальная гражданская наука (Extreme citizen science)» — предполагает совместную постановку задач, сбор данных и их анализ [8, с. 54]. В большинстве случаев инициатива, касающаяся участия непрофессионалов в научной работе, исходит от учёных. Отличительной чертой гражданской науки является сотрудничество, командная работа в процессе исследования [7]. Одно из условий существования гражданской науки — информационная причастность. Здесь важным фактором роста популярности гражданской науки стали новые формы коммуникации. Распространяя информацию в социальных сетях в глобальной сети, учёные держат подписчиков в курсе того, как ведутся исследования, в том числе с их участием. Развитие социальных сетей и любопытство людей привело, например, к тому, что люди не звонят в исследовательские институты и не ходят на лекции с фотоальбомами, а используют Facebook и Instagram для того, чтобы задавать 2 European Citizen Science Association (ESCA). URL: https://ecsa.citizen-science.net/documents/ (дата обращения: 10.06.2020). 3 Десять принципов гражданской науки. URL: https://ecsa.citizen-science.net/wp content/uploads/2020/02/ecsa_ten_principles_of_cs_russian.pdf (дата обращения: 10.06.2020). 43
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz