Север и рынок. 2020, № 3.

ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕВЕРА И АРКТИКИ РОССИИ DOI: 10.37614/2220-802X.2.2020.69.001 УДК 332.13 А. Н. Пилясов доктор географических наук, профессор, главный научный сотрудник Институт экономических проблем им. Г. П. Лузина ФИЦ КНЦ РАН, Апатиты, Россия Е. С. Путилова эксперт АНО «Институт регионального консалтинга», Москва, Россия СОВРЕМЕННЫЙ РЕСУРСНЫЙ ПРОЕКТ АРКТИКИ ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ: ПОЛЮС РОСТА НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ ИЛИ «СОБОР В ПУСТЫНЕ»? А ннот ация. Сопряжение видов ресурсных проектов и арктических пространств, в которых они развертываются, дает четыре основные ситуации для промышленной политики государства. Максимальной, активной и широкой она должна быть в первом случае гринфилд-проекта, который востребует тройную инновационность — в добыче, переработке и транспортировке. Близкий характер должна иметь промышленная политика во втором случае новых промышленных районов удвоенной инновационности — в переработке и логистике. В третьем и четвертом случаях «омоложения» старопромышленных районов за счет нового ресурсного проекта или модернизации старого добычного предприятия главный акцент промышленной политики перемещается на региональный и муниципальный уровни. Помимо степени инновационности, активности и уровня, с переходом от первого к четвертому типу меняются и приоритеты промышленной политики государства. В первом случае речь идет об увязке добычной активности в Арктике с работой обрабатывающих предприятий освоенной зоны России, во втором случае — об умном партнерстве государства и компаний в новых промышленных районах, в третьем случае — о поддержке вырастания новых видов ресурсной деятельности как ядер роста «точечной застройки» в старопромышленном районе. Наконец, в четвертом случае речь идет о массированном применении государством механизмов «омоложения» старой добычной провинции Арктики. Ключевые слова: промышленная политика, ресурсный проект, гринфилд, браунфилд, новые промышленные районы, старопромышленные территории Арктики. A. N. Pilyasov Doctor of Sciences (Geography), Professor, Chief Researcher Luzin Institute for Economic Studies, Federal Research Centre “Kola Science Centre of Russian Academy of Sciences”, Apatity, Russia E. S. Putilova Expert Autonomous Noncommercial Organization “Institute of Regional Consulting”, Moscow, Russia A MODERN ARCTIC RESOURCE PROJECT FOR RUSSIA'S INDUSTRIAL POLICY: A POLE OF GROWTH FOR THE NATIONAL ECONOMY OR A “CATHEDRAL IN THE DESERT”? Abstract. The combination o f the types o f resource projects and the Arctic spaces in which they are deployed gives four main situations for the industrial policy. It should be maximally active and broad in the first case o f a greenfield project, which will demand triple innovation: at the stages o f production, processing and transportation. The industrial policy should have a close character in the second case o f new industrial areas o f double innovation — in processing and logistics. In the third and fourth cases o f “rejuvenation” o f old industrial areas due to a new resource project or modernization o f an old mining enterprise, the main focus o f industrial policy is shifted to the regional and municipal levels. In addition to the degree o f innovation, activity, with the transition from the first to the fourth type, the priorities o f the state industrial policy do also change. In the first case, it is about linking production activity in the Arctic with the work of processing enterprises in the developed zone o f Russia, in the second case, about the smart partnership o f the state and corporations in new industrial districts, in the third case, about supporting the growth o f new types o f resource activity as “core” growth “nuclei buildings” in the old industrial area. Finally, in the fourth case, we 4

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz