Север и рынок. 2020, № 3.
Введение Растущий глобальный интерес к природным ресурсам Арктики, изменение климата и нарастающие антропогенные нагрузки создают новые вызовы для этого региона, что требует подготовки и реализации управленческих решений, основанных на максимально актуальных и достоверных фактических данных. В условиях быстрых изменений климата встает вопрос по созданию эффективных стратегий адаптации к последствиям этих изменений, которые учитывали бы особенности протекания природных и социально-экономических процессов в Арктике. Несмотря на рост числа исследований, посвященных изменениям климата и их последствиям в российской части Арктики, эмпирических данных по этому региону, особенно касающихся взаимосвязи природных и социальных процессов, вызванных изменениями климата, не так много [1]. В связи с этим возрастает актуальность проблемы поиска эффективных инструментов получения такой информации. По нашему мнению, для создания широкой и эффективной системы наблюдения за климатически обусловленными трансформациями природных и социально-экономических систем в российской Арктике пришло время начать активно использовать подходы, применяемые гражданской наукой. Гражданская наука (citizen science) — концепция, предполагающая повышение открытости науки для общества и проведение научных исследований с привлечением добровольцев, одна из форм общественного участия в научных исследованиях. Концепция гражданской науки родилась около двух десятилетий назад, и сегодня она популярна за рубежом и применяется на практике. У нас в стране она пока мало известна (сам термин начали использовать лишь несколько лет назад), хотя отдельные ее подходы и методы используются давно, например, для наблюдений за объектами живой и неживой природы, в биологии, экологии или астрономии [2]. Цель статьи — обосновать возможность использования гражданской науки в качестве нового инструмента информационного обеспечения принятия управленческих решений в российской Арктике в условиях изменения климата. В первой части работы освещается содержание концепции гражданской науки, рассматриваются принципы, на которых она базируется, и методы исследований, характерные для этого вида научной деятельности. Приводятся примеры зарубежных и российских проектов, основанных на подходах гражданской науки. Во второй части описаны методы гражданской науки, которые применялись авторами при исследовании представлений жителей Мурманской области об изменениях климата и предположительно связанных с ними изменениях биоразнообразия на данной территории. В третьей части представлены результаты исследования и сравнения данных, полученных методами гражданской науки, с данными метеорологических и биологических научных наблюдений. В заключении обсуждаются полученные результаты и их значение для науки и практики. Обосновывается вывод о возможности и целесообразности активного применения гражданской науки как нового инструмента получения и понимания научных знаний, важного для повышения качества управленческих решений в российской Арктике и особенно необходимого при разработке стратегий и планов адаптации в условиях быстрого изменения климата в этом регионе. 1. Гражданская наука: принципы, методы и примеры применения Понятие «гражданская наука» ввели независимо друг от друга в середине 1990-х гг. британский социолог Алан Ирвин [3] и американский биолог Ричард Бонни [4]. А. Ирвин широко определил гражданскую науку как развитие концепций научного гражданства (scientific citizenship), которое выдвигает на первый план необходимость открытия науки и процессов научной политики для общественности [3]. Это определение отражает два значения гражданской науки: 1) ответственность науки перед обществом («демократическая» гражданская наука) и 2) практика, в которой люди в основном делают наблюдения и сообщают о них ученым, вкладывая усилия в формирование научного знания («общественная» гражданская наука) [2]. Р. Бонни более узко определял гражданскую науку как научные проекты, в которых любители, часто не имеющие специального образования, предоставляют данные наблюдений для ученых и приобретают новые научные навыки [4]. Впервые в 2014 г. Оксфордский словарь английского языка определил значение гражданской науки как научной работы, проводимой членами широкой общественности, часто в сотрудничестве с или под руководством профессиональных ученых и научных учреждений1. В настоящее время Р. 1 The Oxford English Dictionary. Oxford: Oxford University Press. 2015. URL: http://www.oed.com/ (дата обращения: 03.05.2020). 42
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz