Север и рынок. 2020, № 3.
the population with clean drinking water) and the state of urban infrastructure (degradation o f the infrastructure in areas such as water supply, sewerage, waste collection and disposal, pollution control activities, and the degree o f housing improvement). The first and second places in the AZRF environmental security rating belong to the Nenets and Chukotka Autonomous Districts. They have high indicators in the ecological and ecological-economic blocks o f indicators. The outsider of the rating is the Krasnoyarsk Province, which occupies the last positions in almost all groups of parameters — ecological (waste management, impact on the water and air environment), economic (expenditure on and investments in environmental protection) and socio-ecological (comfort o f the urban environment and the state o f urban infrastructure). This rating can have practical application in the work o f federal, regional and municipal authorities involved in planning and implementing the strategy for sustainable development o f regions and cities o f the Russian Arctic, as well as in the activities o f scientific and non-profit organizations that monitor, analyze and evaluate the effectiveness o f this strategy. Keywords: the Arctic Zone o f the Russian Federation, regions, cities, environmental security, sustainable development, ranking. Введение В настоящее время освоение АЗРФ является одной из важнейших общенациональных задач стратегического характера2. Однако активное развитие отраслей добычи и переработки полезных ископаемых, транспортной отрасли ведет к нарастающему давлению на окружающую природную среду данного макрорегиона. Экосистемы АЗРФ являются очень чувствительными к воздействию человека и загрязнению окружающей среды. Последствия пространственного освоения арктических территорий могут быть необратимыми. Арктика в целом играет огромную роль в сохранении биоразнообразия и экологического равновесия всей планеты, а хрупкость арктических экосистем повышает вероятность превращения региональных экологических проблем в глобальные [1]. Существенная угроза Арктике в целом и АЗРФ в частности — глобальное изменение климата. Именно на этих территориях в последние десятилетия климатические изменения идут с особой скоростью. Они ведут к растущему ущербу для хозяйственной и транспортной инфраструктур и жилого фонда из-за деградации многолетней мерзлоты; к нарушению коммуникаций между поселениями в результате сокращения периода функционирования зимников; рискам разрушения хозяйственных объектов и поселений, вызванных заторами льдов сибирских рек и т. д. [2-5]. Под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека и общества от возможного негативного воздействия хозяйственной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий [6, 7, с. 101-104, 8]. Главная цель системы экологической безопасности в АЗРФ — сохранение природной среды этого уникального региона, предотвращение и/или ликвидация негативных экологических последствий хозяйственной деятельности человека и глобальных изменений климата [9, 10]. Одна из наиболее насущных проблем, влияющих как на экономическое развитие, так и на здоровье населения АЗРФ, — ухудшение экологической обстановки в этом макрорегионе. Анализ состояния окружающей среды в АЗРФ показывает, что улучшение экологической ситуации отмечается лишь в отдельных её регионах. На большинстве территорий, где ведется активная хозяйственная деятельность, состояние среды ухудшается или сохраняется на прежнем низком уровне. Недавняя техногенная катастрофа на нефтехранилище в Норильске продемонстрировала, с одной стороны, как изменение климата (в частности, таяние вечной мерзлоты) может провоцировать такие инциденты, а с другой — всю опасность антропогенного воздействия на хрупкую арктическую природу. Неблагополучное состояние окружающей среды во многих регионах российской Арктики свидетельствует о том, что современная система экологической безопасности весьма несовершенна, и требуется внесение коррективов в регулирование различных механизмов управления в АЗРФ. Одним из способов повышения эффективности управленческой политики в сфере устойчивого развития АЗРФ является адекватная оценка ситуации в данной области, что можно сделать на основе системы индикаторов, сведённой в интегрированный индекс экологической безопасности. 2 Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года: утв. Указом Президента Российской Федерации 5 марта 2020 г. № 164 // Официальный сайт Президента РФ. URL: http://static.kremlin.ru/media/events/files/ru/f8ZpjhpAaQ0WB 1zjywN040gKiI1mAvaM.pdf (дата обращения: 06.03.2020). 19
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz