Север и рынок. 2020, № 3.

Не делаю покупки через интернет-магазин Делаю покупки через интернет- магазин 6% 24% 67% 78% 100% 94 % 76% 33% 22% 18 до 24 лет ■от 25 до 34 лет ' от 35 до 44 лет от 45 до 59 лет ■от 60 лет и старше Рис. 7. Распределение ответов респондентов на вопрос «Делали ли Вы покупки через интернет-магазин? по возрастным группам (по результатам социологического опроса населения Мурманской области в 2020 г.), % Заключение В результате исследования можно сделать следующее выводы. Во-первых, информатизация общества расширяется. Прежде всего, это связано с возрастающей ролью государства как структуры сервисной деятельности, обеспечивающей предоставление государственных услуг населению. Сервисная деятельность государства переходит на электронные способы коммуникации [18]. Одним из важных преимуществ получения услуг в электронной форме является упрощение, т. е. то, что заказать услугу / товар можно в любой удобный день и не нужно тратить время и деньги на поездку до пункта назначения. Во-вторых, в Российской Федерации с 2000 г. активно идет процесс формирования институциональной среды информатизации общества. В настоящее время наблюдается усиление законодательной и финансовой поддержки государства, обеспечивающей постепенный переход от информатизации к цифровизации, существенную роль в реализации данного направления играют национальные проекты. У России есть все необходимые предпосылки для дальнейшей реализации цифрового потенциала и ускорения темпов цифровизации. Новые технологии будут влиять на развитие бизнеса и государственного управления, рост качества жизни, появление новых форм социализации людей и их коммуникаций [17]. В-третьих, население России по-разному реагирует на происходящие изменения. Население Мурманской области не является исключением, что подтверждается результатами социологического исследования. На данный момент создается активная среда по использованию ИИ, но результаты проведенного нами социологического исследования в Мурманской области говорят о том, что люди не готовы к внедрению инновационных технологий в повседневную жизнь, особенно это касается людей старшего поколения. Проведенный анализ результатов социологического опроса показал, что на развитие сферы услуг в цифровом обществе влияет ряд факторов, сдерживающих онлайн-потребление: потребительские предпочтения личного взаимодействия с поставщиком услуг, недоверие к интернет- услугам и платежам в онлайн-среде, ограниченный доступ к платным онлайн-услугам вследствие территориальной дифференциации уровня информационного обеспечения, а также низкие пользовательские навыки людей старшего возраста. Респонденты в возрасте от 18 до 45 лет отметили недостаточность развития услуг на основе ИКТ в регионе и предложили в качестве возможных направлений развития цифровых технологий для удовлетворения бытовых потребностей: расширение сети бесплатного Wi-Fi; оплату по банковской карте в автобусе; мобильные приложения в туризме; запись ко всем узким специалистам через интернет, налаживание бесперебойной работы уже имеющихся сайтов. Наблюдается прямая зависимость готовности к использованию услуг от возраста респондентов. Можно сказать, что поколение развития интернета и компьютеров, т. е. те, кто родился уже в период активной информатизации в России, не задумываясь пользуются ИКТ в повседневной жизни при заказе товаров / услуг, оплате коммунальных счетов, бронировании гостиниц, записи к врачу на прием. Однако для людей старшего поколения использование инновационных технологий в быту является проблемой. Изучение уровня использования пожилыми сервисов системы «Электронное государство» показывает, что оно минимально [19]. Особое внимание государству следует уделить инвестициям в развитие программ образовательных учреждений, связанных с применением информационных технологий. Это, с одной стороны, поможет людям, которые плохо адаптируются в применении информационных технологий, 185

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz