Север и рынок. 2020, № 3.

увеличивается (табл. 2 )12, таким образом, рост данных показателей позволяет предположить, что население более активно использует порталы госуслуг, учреждений здравоохранения, образования, интернет-магазинов и т. д. Таблица 2 Использование информационных технологий и информационно-телекоммуникационных сетей в домашних хозяйствах Мурманской области, % 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. Удельный вес домашних хозяйств, имевших персональный компьютер 82,7 88,6 83,2 82,5 81,3 доступ к сети Интернет 80,4 87,3 81,8 81,9 83,5 широкополосный доступ 79,5 83,5 78,3 80,4 82,4 Доля населения в возрасте 15-74 лет, использовавшего персональный компьютер 85,6 89,6 88,8 89,3 89,4 доступ к сети Интернет 84,1 87,7 87,9 88,9 90,3 заказы товаров и услуг 28,4 39,7 41,5 41,7 56,1 Доля населения в возрасте 15-72 лет, получавшего государственные и муниципальные услуги в электронной форме 22,2 37,5 31,5 45,6 62,3 По результатам проведенного авторами социологического исследования мнения населения Мурманской области об использовании современных цифровых технологий в бытовой жизни были выявлены наиболее популярные сферы использования цифровых технологий и популярность оказываемых услуг в зависимости от возраста респондентов. Респондентам был задан ряд вопросов об использовании услуги с применением ИКТ (табл. 3): Таблица 3 Услуги с применением ИКТ Услуга Онлайн-возможности сайт мобильное приложение Оформление паспортов гражданина Российской Федерации, загранпаспортов Госуслуги Госуслуги Оформление виз в Мурманской области VFS Global - Услуги такси m.murmansk.rutaxi.ru; taxi333-777.ru; taximaxim.ru Яндекс-такси; inDriver Оплата коммунальных услуг Сбербанк Онлайн Сбербанк Онлайн Запись к врачу Polarmed; Gublekar; Госуслуги - Получение дополнительного образования Lingva Lingva Покупка одежды / обуви / техники / еды Wildberries; Sportmaster; Amigos51; Mmk.chibbis Wildberries; Sportmaster; Am igos51; Chibbis Наиболее востребованными онлайн-услугами среди респондентов оказались: заказ еды (так ответили 86 % респондентов), покупка одежды / обуви / техники через интернет (80 %), бронирование железнодорожных билетов / авиабилетов (68 %). Половина интервьюируемых оформляют загранпаспорта / визы онлайн, оплачивают коммунальные услуги и вызывают такси посредством сети Интернет (рис. 1). 12 https://murmanskstat.gks.ru/storage/mediabank/012311003_2019.pdf#page=1771. 181

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz