Север и рынок. 2020, № 3.

115 компаний в Тайване показали, что предприятия подчеркивают важность ИКТ в сфере услуг, так как применение электронных услуг положительно влияет на результативность отношений фирмы с клиентом [15]. К. Лавлок, один из пионеров в области маркетинга услуг, в своей работе о классификации услуг для получения стратегического понимания маркетинга резюмирует, что разнообразие сферы услуг затрудняет выработку полезных программ для эффективного управления фирмами. Классификация услуг позволит маркетингу найти лучшие методы для удовлетворения клиентов и сделать индустрию услуг более эффективной как для фирм, так и для потенциального клиента. Автор разделяет услуги на услуги, направленные на умы людей (образование, театр), и услуги, предоставляющие нематериальные активы (ценные бумаги, страховка) [16]. Институциональная среда развития информатизации Следуя мировым трендам, Россия активно включилась в процессы информатизации и создания ИИ. В настоящее время регулирование процессов развития информатизации в стране представлено достаточно обширным законодательством, включающем и создание, и функционирование электронного правительства (табл. 1). Таблица 1 Этапы формирования правового поля информатизации общества в России (федеральный уровень) Год Документ Вид, дата утверждения 2002 Федеральная целевая программа «Электронная Россия(2002-2010 годы)» Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г. № 65 2008 Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации Утверждена Президентом Российской Федерации 7 февраля 2008 г. № Пр-212 (признана утратившей силу Указом Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203) 2011 Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011­ 2020 годы)» Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 313 2017 Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017­ 2030 годы Указ Президента Российской Федерации от 9 мая 2017 г. № 203 2017 Программа «Цифровая экономика Российской Федерации» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р 2019 Национальная стратегия «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» Указ Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490 В национальной стратегии развития ИИ до 2030 г., отмечено, что благодаря внедрению технологических решений рост мировой экономики в 2024 г. составит не менее 1 трлн долл. США: «Согласно прогнозам долгосрочного социально-экономического развития России в случае недостаточного развития и использования конкурентоспособных технологий искусственного интеллекта реализация приоритетных направлений научно-технологического развития страны замедлится, что впоследствии повлечет за собой ее экономическое и технологическое отставание»7. В системе государственного регулирования социально-экономическим развитием общества появился относительно новый инструмент — национальные проекты, которые призваны постепенно менять все сферы общественной жизни, начиная с социально-экономической, психологической, общественной и заканчивая политической сферами развития страны. Всего принято к реализации тринадцать национальных проектов8: по здравоохранению, образованию, демографии, культуре, безопасным и качественным автомобильным дорогам, жилью и городской среде, экологии, науке, малому и среднему предпринимательству и поддержке индивидуальной предпринимательской 7 Указ Президента РФ от 10 октября 2019 г. № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 72738946/. 8 Национальные проекты: целевые показатели и основные результаты. М., 2019. URL: http://static. government.ru/media/files/p7nn2CS0pVhvQ98OOwAt2dzCIAietQih.pdf. 179

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz