Север и рынок. 2020, № 3.

использует разнообразные показатели, сравнимые с показателями США и Японии. В 2012 г. Россия заняла в рейтинге индекса экономики знаний 55-е место со значением индекса 5,78 пункта. Наибольшие показали у следующих стран: Швеция — 9,43 пункта; Финляндия — 9,33; Дания — 9,16; Нидерланды — 9,11; Новая Зеландия — 8,97; Канада — 8,92; Германия — 8,9; Австралия — 8,88; Швейцария — 8,874. Проект «Исследование инноваций сообщества» (Community Innovation Surveys, CIS) осуществляется Евростатом5 на регулярной основе. Европейское инновационное табло (European Innovation Scoreboard) публикуется ежегодно с 2000 г. В процессе реализации данная методика претерпела некоторые изменения, и с 2008 г. основное внимание стало уделяться инновациям в сфере услуг, нетехнологическим инновациям, результатам инновационной деятельности. Одним из показателей условий развития инноваций является доступность ИКТ. По Европейскому инновационному табло 2019 г., Дания, Финляндия, Нидерланды, Швеция стали инновационными лидерами с индексом более 130. Австралия, Бельгия, Эстония, Франция, Германия, Ирландия с индексом не менее 110. Россия с индексом 466. Современные исследования с разных аспектов рассматривают вопросы развития информатизации в России: с точки зрения инноваций в различных аспектах организационной и управленческой деятельности компаний, например, инновационного поведения среди сотрудников крупных и средних производственных компаний в России [4]. Вопросы интеграции сферы услуг в цифровом обществе достаточно активно рассматриваются в современной научной литературе — от развития интернет-торговли до формирования информационной среды предоставления государственных электронных услуг [5 -9 ]. В работах Н. А. Восколович рассматриваются вопросы взаимосвязи качества жизни населения и развития сферы услуг как ведущего сектора современной экономики на основе ИКТ [10]. Т. А. Кузовкова, профессор Московского технического университета, полагает, что направленность государственной политики РФ на информатизацию на первых этапах обеспечила высокий технологический уровень инфокоммуникационной инфраструктуры формирования единой платформы с интегрированной базой данных, и выделяет три этапа формирования цифровой экономики информационного общества в РФ: 1) цифровизация операционных и бизнес-процессов, систем и структур управления, производства и потребления (2 0 1 5 -2 0 2 4 гг.); 2) цифровая трансформация экономики и социума (2 0 2 5 -2 0 3 0 гг.); 3) единое национальное цифровое пространство (2 0 3 1 -2 0 4 0 гг.) [11]. А. Б. Климова приходит к выводу, что главной движущей силой развития информационного общества становится не столько информация, сколько человек, способный управлять информационными потоками, создавать и передавать новое знание в форме интеллектуального продукта. В ряде высокоразвитых стран мира вопросы развития информационного общества решаются на государственном уровне и имеют статус государственной политики [12]. В зарубежной научной литературе проблемному полю развития сфер услуг в условиях её тесного взаимодействия с современными ИКТ также уделено достаточное внимание. М. С. Фазэмэн и П. А. Павлов утверждают, что покупки услуг / товаров посредством сети Интернет значительно поспособствовали процветанию на рынках с электронными торговыми площадками. Исследователи анализируют предполагаемый риск потребителей, заказывающих товар / услуги онлайн. Но в то же время эти авторы выявляют простоту использования сети Интернет, что дает возможность приобрести товар или услуги дистанционно, не тратя время и силы. Исследователи выдвигают маркетинговые стратегии для продвижения товаров и услуг на онлайн-площадках [13]. М. Бэрэт считает, что применение ИКТ в сфере услуг является своевременным, и ставит вопрос о пересмотре процессов традиционного обслуживания клиентов и развитии инноваций в сфере услуг [14]. По оценкам ряда экспертов, внедрение системы электронных услуг является решающим и оказывает положительное влияние на производительность фирм. Фирмы анализируют возможности электронных услуг и с каждым годом создают более эффективные программы по улучшению взаимоотношения с клиентами и производительности организации. Так, результаты опроса 4 Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. URL: https://digital.gov.ru/ru/activity/statistic/rating/indeks-ekonomiki-znanij/#tabs|Compare:Place. 5 Евростат (англ. Eurostat) — статистическая служба Европейского союза, занимающаяся сбором статистической информации по странам — членам ЕС и гармонизацией статистических методов, используемых данными странами. Офис Eurostat находится в Люксембурге. 6European Innovation Scorebord, 2019. URL: https://ec.europa.eu/docsroom/documents/38781. 178

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz