Север и рынок. 2020, № 3.

жителей региона от 18 до 74 лет. Эмпирическое социологическое исследование в Мурманской области проводилось в рамках позитивистской парадигмы, предполагающей количественное представление информации и объективизм. Тип исследования — выборочное. Тип и вид выборки — стратифицированная с квотами по полу и возрасту. Объём генеральной совокупности — 554191 чел. в возрасте от 18 до 74 лет, из них 271416 мужчин и 282775 женщин. Доверительная вероятность — 95,4. Максимальная статистическая погрешность ±4 %. Отражение генеральной совокупности в выборочной составил 623 чел., из них 304 мужчины и 319 женщин. Выборочная совокупность пилотажного исследования — 100 чел. Гендерный состав испытуемых: мужчин — 49 %, женщин — 51 %. Обработка данных — компьютерная с использованием IBM SPSS Statistics base 14.0. Современные исследования в области информатизации Истоки государственной политики, направленной на развитие сектора ИКТ, берут начало с 1980-х гг., когда стал расти спрос на персональные компьютеры и, соответственно, на комплектующие и программное обеспечение. Дальнейшее развитие мировой экономики и мировых сетей (переход к цифровым телекоммуникациям, развитие Интернета) привело к формированию различных государственных программ поддержки ИКТ в разных странах. В целом эксперты выделяют два основных подхода к развитию данного сектора2: 1) в качестве сектора производства (данный подход подразумевает политику усиления и/или развития производств, связанных с ИКТ); 2) в качестве катализатора социально-экономического развития (информатизация), что предполагает принятие общей стратегии, затрагивающей большое число секторов экономики с целью максимальной информатизации экономики и общества. В настоящее время информатизация и цифровизация детерминированы как существенный фактор развития в социально-экономической сфере, в то же время еще не выработаны единый подход, единая методология исследования цифрового общества, нет четких дефиниций общепринятого смысла. Важным вопросом является измерение влияния информационных технологий на новое качество жизни людей, с учетом того что цифровое общество как в мировом, так и в национальном масштабе имеет разные уровни развития. Международные организации проводят аналитические исследования в области информатизации общества. Показатели ИКТ включены в оценку инновационной деятельности разных стран и в оценку экономики знаний. Всемирный экономический форум (World Econom ic Forum, WEF), организующий знаменитые зимние съезды бизнесменов, политиков, ученых и публицистов, составляет показатель сетевой готовности (Networked Readiness Index — NRI). NRI оценивает потенциал экономики и общества в области информационных технологий и телекоммуникаций по трем основным компонентам: инфраструктурной и правовой среде, предлагаемой данной страной или сообществом (регионом, штатом, провинцией, кантоном и т. д.); готовности субъектов (физических лиц, домашних хозяйств, фирм, организаций, органов государственной власти и местного управления) к использованию информационно-телекоммуникационных технологий; фактической степени использования субъектами доступной технологии. Вершину рейтинга занимают в основном северные и англосаксонские страны. В первую десятку рейтинга 2019 г. входят: Швеция (82,65), Сингапур (82,13), Нидерланды (81,78), Норвегия (81,30), Швейцария (81,08), Дания (81,08), Финляндия (80,34), США (80,32), Германия (78,23), Великобритания (77,73). Россия (54,98) находится на 48-м месте [3]. Методика Всемирного банка в рамках программы «Знания для развития» (Know ledge for Development, K4D) оценивает готовность и возможности той или иной страны к переходу на инновационную модель развития3. Основные двенадцать показателей данной методики составляют четыре группы (институциональный режим, образование, инновации, информационные коммуникации и технологии (ИКТ)), которые лежат в основе расчета индекса экономики знаний и индекса знаний. Комиссия европейских сообществ (КЕС — Comm ission o f the European Communities) для оценки развития инновационной деятельности стран — членов Европейского союза 2 Обзор государственной политики развития ИКТ. Финальный отчет [Электронный ресурс] / Фонд экономических исследований «Новая экономика». 2002. URL: https://gsom.spbu.ru/files/upload/undergraduate/materials/elec_pravitelstvo/politika_IKT.pdf. 3 Skills & Innovation Policy / Knowledge for Development [Электронный ресурс]. URL: http://web.worldbank.org/WBSITE/EXTERNAL/WBI/WBIPROGRAMS/KFDLP/0,,menuPK:461238~pageP K:64156143~piPK:64154155~theSitePK:461198,00.html. 177

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz