Север и рынок. 2020, № 3.
минимумом [45, 46]. Население Мурманской области имеет доходы в абсолютном выражении выше, чем по России в целом, но если сравнить их покупательную способность, соотнеся их с региональным прожиточным минимумом, то она получится ниже среднероссийского уровня. Даже дополнительные льготы и преференции, установленные для населения Севера и Арктики и определяющие его повышенный доход, не уравнивают (не говоря уже о превышении) покупательную способность населения Мурманской области со среднероссийской. А ведь суровые природно-климатические условия и дискомфортность проживания в этом регионе обусловливают особую структуру потребностей населения (например, повышенная необходимость в теплой одежде, санаторно-курортном лечении для восстановления здоровья в отпускной период и др.), которая также является детерминантой, влияющей в Мурманской области на формирование доходов (например, определяет мотив и форму накопления сбережений) и их использование. Неблагоприятное текущее положение Мурманской области в сфере обеспечения покупательной способности доходов населения связано прежде всего с неадекватной экономической компенсацией населению Севера РФ дополнительных материальных и физиологических затрат в связи с жизнедеятельностью в экстремальных природно-климатических условиях, а также частичным характером инфорсмента в отношении реализации северных гарантий во внебюджетной сфере [35, 38, 47]. Заключение В Российской Федерации в 2 0 0 0 -2 0 1 9 гг. сложились следующие основные тенденции в сфере доходов населения: замедлился темп роста среднедушевых доходов населения, несмотря на рост заработной платы, в первую очередь работников бюджетных организаций, индексацию социальных выплат и повышение минимального размера заработной платы, чему способствовали инфляционный и налоговый рост, повышение процентных ставок по кредитам, снижение доходности банковских вкладов. Уровень дифференциации доходов населения по совокупности показателей в целом является достаточно высоким, что подтверждают негативные тренды в области формирования доходов среди социальных групп, коэффициент фондов и коэффициент Джини. В структуре формирования денежных доходов населения преобладают доходы, финансируемые государством, — оплата труда и социальные выплаты. В ес доходов, полученных от предпринимательства и собственности, а также социальных выплат, сокращается. Анализ денежных доходов населения Мурманской области и сопоставления с общероссийскими тенденциями выявили следующие основные тренды, имевшие место в 2000-2019 гг.: 1) замедление темпов роста среднедушевых доходов населения региона относительно среднероссийского значения; 2) сохраняющаяся тенденция снижения реальных доходов населения по сравнению с 2000 г.; 3) нисходящий тренд покупательной способности доходов населения на протяжении всего двадцатилетнего периода; 4) уменьшение уровня бедности, измеряемого по доле населения с доходами ниже прожиточного минимума, и сглаживание степени расслоения населения региона по уровню доходов более быстрыми темпами, чем в России в целом; 5) стабильно высокая межотраслевая дифференциация в уровне заработной платы. Среди основных детерминант, определяющих специфику формирования доходов населения Мурманской области как региона российской Арктики, проведенный анализ позволил выделить: особенности структуры экономики региона, состоящие в преобладании отраслей горнопромышленного комплекса и низкой степени ее диверсификации; действие районных коэффициентов и северных надбавок, компенсирующих суровые климатические условия проживания и жизнедеятельности; специфическую структуру потребностей населения, обусловленную природно климатическими и экономико-географическими особенностями региона, расположенного в Арктической зоне РФ. Являясь одним из субъектов Российской Федерации, Мурманская область во многом находится под влиянием тенденций изменения уровня и качества жизни населения, проявившихся в стране в целом. В России в 2018 г. произошло ужесточение санкций США, принятие майских указов президента, повышение возраста выхода на пенсию, повышение НДС и ключевой ставки Центральным банком, увеличение розничных цен на бензин. Все эти обстоятельства приводят к ужесточению условий ведения экономической деятельности, заставляют искать дополнительные источники фондирования и, естественно, отрицательно сказываются на доходах населения. Ранее Минэкономразвития прогнозировало рост реальных доходов населения в 2020 г. на 1,5 % с ускорением до 2,4 % к 2024 г. за счет роста реальных заработных плат и социальных выплат, а также снижения долговой нагрузки. Однако данные планы были составлены до пандемии коронавируса, 168
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz