Север и рынок. 2020, № 3.
за счет внедрения новых технологий и другие меры. Примеры — модернизация ОАО «Апатит», проект «Южный кластер» Норильского комбината, реструктуризация Воркутинского угольного бассейна и др. Основная цель модернизации Кировского рудника ОАО «Апатит» — поддержание и увеличение производственных мощностей по добыче руды, а также снижение производственных затрат за счет внедрения новых технологий. С 2010 г. на руднике вводятся новые мощности на подземных выработках. В 2013 г. для увеличения объемов и скорости вывоза руды с Кировского рудника железнодорожным транспортом был построен второй Юкспорский тоннель [14]. С 2013 по 2017 гг. на предприятии проведена широкая модернизация горнопроходческой и добычной техники, завершены работы по созданию систем диспетчеризации и позиционирования оборудования и людей, находящихся в рудниках. В 2015 г. был введен в опытно-промышленную эксплуатацию главный ствол № 2 (ГС-2) — подземный комплекс дробления и надшахтный комплекс, предназначенный для выдачи руды из подземного рудника на поверхность с глубины около 350 м [15]. Запуск ГС-2 позволил заместить выбывающие добычные мощности и увеличить объем добычи с 11 до 14 млн т апатит-нефелиновой руды в год. В 2018 г. на руднике реализован проект «Цифровой рудник» по дистанционному управлению бурением, в рамках которого внедрено телеметрическое оборудование, устанавливаемое на буровые установки, собственное программное обеспечение и операторский пульт управления, находящийся на поверхности земли. Проект осуществлен при сотрудничестве со специалистами шведской компании Epiroc. Внедрение установки дистанционного бурения позволило повысить точность бурения скважин. В 2018 г. завершена программа модернизации АНОФ-2 в целях сокращения эксплуатационных издержек и увеличения выпуска апатитового концентрата. Организовано новое гибкое производство, линии которого могут быть настроены как на производство апатитового, так и нового нефелинового концентратов в зависимости от преобладающего спроса. Новый комплекс позволяет также эффективно перерабатывать бедные и забалансовые руды. На фабрике введен комплекс по безопасной переработке и утилизации промышленных отходов [16]. Проект модернизации ОАО «Апатит» как объекта старой индустриализации 1.0 раннесоветского времени интересен тем, что он отчетливо показывает наличие двух этапов в этом процессе: первого — поверхностной модернизации, связанной с количественным расширением производственных (прежде всего добычных) мощностей (глубже горизонты отработки, выше скорость вывоза руды), и второго — глубинной, цифровой модернизации, модели умного рудника и умной обогатительной фабрики, который в силу внедрения роботов и безлюдных технологий дистанционного управления неизбежно приводит к масштабному высвобождению работников. Другая особенность данного проекта состоит в системной связи модернизации рудника и обогатительных фабрик: исходная специфичность природных активов (апатитонефелиновых руд) определила совмещенное в пространстве размещение рудника и двух обогатительных фабрик, поэтому и процессы их технологического осовременивания также идут совместно и синхронно. Здесь имеет место продолжение существующей траектории развития предприятия на основе постепенных технологических инноваций. Часто этот вариант реализуется в контуре монопрофильных городов, поэтому здесь, как ни в каком другом случае, значим муниципальный уровень промышленной политики, которая осуществляется на уровне местной производственной системы [17, 18] в форме согласования интересов города и компании как градообразующего предприятия. Модернизация нередко влечет за собой высвобождение работников, поэтому промышленная политика компании плотно интегрируется с социальной политикой местных властей. Но вовлечение местной и региональной власти в промышленную политику необходимо здесь и по другой причине. Самому предприятию, которое нередко является филиалом крупной российской корпорации и не имеет самостоятельности в хозяйственных решениях, трудно преодолеть зависимость от пути, что объективно требуется ввиду прогрессирующего истощения природных активов. Поэтому местная власть должна здесь вести очень гибкую промышленную политику: с одной стороны, поддерживать усилия градообразующего предприятия по инновационной модернизации, в буквальном смысле продлевающие его существование (риски закрытия велики), с другой стороны, искать новые траектории промышленного развития как на прежних, сложившихся, так и на новых компетенциях. Подробно вся палитра возникающих при этом ситуаций и мер политики местной власти описана в нашей книге [19]. 14
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz