Север и рынок. 2020, № 3.
Надо отметить, что в табл. 1-4 представлена не всеобъемлющая информация об органах государственной власти. Акцент при составлении таблиц был сделан на задачи, функции или полномочия, которые касаются исследуемой сферы деятельности — энергообеспечения потребителей. Следует также отметить, что в табл. 1-4 не представлена информация, верная в отношении всех или большинства органов власти, т. е. дублирующаяся информация. Так, деятельность всех региональных органов власти так или иначе касается правовых и экономических факторов. Влияние на правовые факторы проявляется в том, что региональные органы исполнительной власти проводят государственную политику в сфере своей ответственности, издают распоряжения, постановления, приказы в пределах своих полномочий с учетом специфики экологических, социальных и экономических условий субъекта РФ, осуществляют мониторинг федерального законодательства, готовят предложения по совершенствованию федеральных и региональных нормативных правовых актов по вопросам в сфере своих компетенций. Для всех органов исполнительной власти характерна связь с экономическими факторами, проявляющаяся в участии в рамках своих компетенций в разработке и реализации документов стратегического планирования, реализуемых на территории региона. Выводы Структура органов государственной исполнительной власти отличается от региона к региону. Структура документов, регламентирующих деятельность органов исполнительной власти в разных арктических регионах РФ, также неодинакова, их содержание напрямую несопоставимо. Однако для исследования возможно провести сопоставление задач, функций или полномочий органов власти с факторами энергообеспечения. Изучение документов, регламентирующих деятельность органов исполнительной власти, показало, что задачи, функции, полномочия, так или иначе касающиеся сферы энергообеспечения, распределены между органами власти неравномерно, причем в разных регионах наблюдается различная концентрация функций или полномочий, закрепленных за органами власти. Вероятно, это связано с различиями региональных экономических систем, особенностями расселения, уровнями развития систем энергообеспечения в регионах. В Мурманской области, в которой развито централизованное энергоснабжение и где электроэнергетика является важной отраслью экономики, основные задачи в сфере развития энергетики возложены на одно специализированное министерство. В автономных округах созданы департаменты, полномочия или функции которых охватывают более широкий круг проблем. Для автономных округов характерны меньшая плотность населения, преобладание децентрализованного энергоснабжения на значительной части территории. В Ненецком и Ямало-Ненецком автономных округах промышленные предприятия нередко используют для электроснабжения собственные электростанции. Электроэнергетическая система Чукотского АО технологически изолирована. Возможно, вследствие этого автономные округа стремятся более тесно увязать функции и полномочия в сфере развития энергетики со связанными с ними вопросами социально-экономического развития. В каждом рассмотренном субъекте РФ создан орган исполнительной власти, ответственный за разработку и проведение экономической (социально-экономической) политики. Деятельность в этом направлении не ограничивается решением вопросов энергообеспечения, но, так как ТЭК является необъемлемой частью социально-экономической системы территории, его развитие обязательно учитывается при разработке социально-экономической политики. В субъектах Федерации созданы органы исполнительной власти, в сферу ответственности которых входит развитие ТЭК. В Мурманской области создано министерство, занимающееся вопросами энергетики и ЖКХ. В Ненецком АО создан департамент, в сферу деятельности которого, помимо энергетики и ЖКХ, включены строительство и транспорт. В Чукотском АО вопросами развития ТЭК занимается Департамент промышленной политики, в сферу ответственности которого также входят коммунальное хозяйство, градостроительная деятельность, транспорт, связь и дорожное хозяйство. В Ямало-Ненецком АО широкие полномочия даны Департаменту тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса, т. е. на этот орган возложены задачи, которые в других регионах распределены между несколькими органами исполнительной власти. Задачи, функции или полномочия в сфере обеспечения социальных гарантий потребителей энергии, осуществления государственного контроля исполнения экологических и технологических требований, регулирования вопросов геологоразведки и использования потенциала природных энергетических ресурсов закреплены за профильными органами власти. 140
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz