Север и рынок. 2020, № 3.

государственной власти. Отметим, что согласно работе [15] взаимоотношения федерального центра и субъектов РФ в последнее время становятся все более сложными, при этом автор указанной работы отмечает важность формирования условий для экономической самостоятельности регионов. Авторы работы [16] отмечают, что в России в настоящее время происходит не интеграция органов исполнительной власти в единую систему, а разделение полномочий между федеральным центром и регионами. Федеральный закон «Об электроэнергетике» от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ закрепляет основные полномочия в сфере государственного регулирования электроэнергетики на федеральном уровне. На уровне Федерации определяются правила функционирования рынков электрической энергии (мощности), особенности организации энергообеспечения в неценовых зонах оптового рынка и зонах децентрализованного энергоснабжения, устанавливаются предельные уровни цен (тарифов) в электроэнергетике. В регионах органы исполнительной власти устанавливают некоторые цены (тарифы) в электроэнергетике, в том числе тарифы для населения в рамках, определенных на федеральном уровне предельных уровней. В остальных случаях полномочия региональных органов исполнительной власти, как правило, включают вопросы согласования некоторых решений в области электроэнергетики. Согласно Федеральному закону «О теплоснабжении» от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ, большая часть полномочий также отнесена к федеральному уровню, на котором утверждаются правила организации теплоснабжения и основы ценообразования в сфере теплоснабжения, устанавливаются предельные уровни тарифов на поставляемую потребителям тепловую энергию (мощность). На уровне субъекта Федерации тарифы в сфере теплоснабжения устанавливаются в рамках, определенных на федеральном уровне. Некоторые полномочия в сфере регулирования теплоснабжения (утверждение нормативов технологических потерь, нормативов удельного расхода топлива и запасов топлива, утверждение схем теплоснабжения) закреплены за органами власти федерального или регионального уровней исходя из величины населенных пунктов или мощности источников тепловой энергии. Федеральный закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ относит к полномочиям федерального уровня формирование государственной политики в указанных сферах, определение требований к программам в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, разрабатываемым на региональном и муниципальном уровнях, а также некоторые другие полномочия. Разработка и реализация программ, направленных на развитие энергосбережения и повышение энергоэффективности, информационное обеспечение обязательных мероприятий в указанных сферах, государственный контроль соблюдения требований законодательства осуществляются на всех уровнях управления — федеральном, региональном, а также муниципальном. Региональные органы власти, имеющие отношение к регулированию энергообеспечения Названия органов исполнительной власти в разных субъектах РФ различаются. В Мурманской области созданы министерства и комитеты, в автономных округах — департаменты, управления. Эти различия не объясняются следованием букве закона: действующее федеральное законодательство предоставляет субъектам РФ право определять структуру, порядок формирования и функционирования исполнительной власти в регионе [17]. Также в каждом субъекте РФ созданы штабы по обеспечению безопасности электроснабжения4. Право субъектов РФ самостоятельно формировать порядок функционирования исполнительной власти ведет не только к различию структуры органов исполнительной власти в регионах, но и к существенным различиям содержания документов, регламентирующих деятельность этих органов. Так, в положениях о министерствах Мурманской области прописаны задачи, функции, права соответствующих министерств. В положениях о департаментах Ненецкого АО основное внимание уделено полномочиям, в положениях об управлениях — задачам соответствующих органов власти. В положениях о департаментах Ямало-Ненецкого АО прописаны их функции и права. В Чукотском АО положения о департаментах по своей структуре разнятся: 4 «Правила создания и функционирования штабов по обеспечению безопасности электроснабжения»: утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 86. 134

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz