Север и рынок. 2020, № 3.

Востока при реализации на территориях их проживания промышленных проектов, в том числе в сфере энергетики. Коренные народы Севера живут на берегах, в горах, лесах арктических и субарктических областей в течение многих тысяч лет. Они смогли выжить благодаря тому, что не брали у природы более того, что она может дать [8]. В российском законодательстве в целях защиты исконной среды обитания, а также традиционного образа жизни и промыслов малочисленных народов предусмотрена возможность ограничения хозяйственной деятельности в местах их традиционного проживания [9]. Технологические факторы энергообеспечения связаны с повышенными требованиями к применяемым в суровых условиях арктического климата технологиям выработки и передачи энергии. Как отмечено в [4], разработка отечественных технологий и оборудования, приспособленных для арктических условий, должна стать первоочередной задачей. Эта задача востребована и менее затратна, чем организация подледной добычи нефти и газа. Также к группе технологических факторов можно отнести высокий уровень износа и низкую эффективность энергетических мощностей, используемых для энергообеспечения потребителей в удаленных районах Арктики. Экологические факторы важны, поскольку арктические экосистемы характеризуются высокой чувствительностью к воздействию, вызванному хозяйственным освоением территорий, а предприятия ТЭК являются источниками загрязнения окружающей природной среды. Экологические факторы тесно связаны с технологическими, поскольку, как отмечено в работе [10], имеется недостаток экологически дружественных технологий, которые могли бы применяться в Арктике. Политико-правовые факторы энергообеспечения связаны со стратегическим значением Арктики и с правовым полем, в рамках которого ведется хозяйственная деятельность. Как отмечено в работе [11], в начале XXI в. геостратегическое значение Арктики возросло, в высокоширотных областях происходит быстрое изменение экологических, геоэкономических, геополитических условий. И европейские арктические страны [12], и США [13], и Канада [14] уделяют большое внимание стратегиям своей деятельности в Арктике. В России также разработан и принят ряд документов о развитии Арктической зоны2. Также в России разработан ряд документов, определяющих основы государственной политики в сфере ТЭК3. Однако проводимое исследование сосредоточено на уровне субъектов РФ, на котором политико-правовые факторы энергообеспечения проявляются как государственное регулирование в рассматриваемой сфере деятельности. Поэтому в рамках проводимого исследования факторы данной группы можно назвать правовыми, что является еще одним уточнением предложенной на предыдущих этапах исследования классификации факторов. Целью настоящей статьи является анализ того, как различные факторы учитываются в регулировании энергообеспечения в арктических регионах. Для достижения поставленной цели выполнен анализ задач, функций, полномочий органов государственной власти в арктических регионах в сфере регулирования энергообеспечения и проведено их сопоставление с факторами энергообеспечения. Основные методы исследования — анализ научной литературы и нормативно-правовых документов, метод сравнения. Результаты и обсуждение Основные полномочия органов власти различных уровней в сфере энергообеспечения Перед тем как приступить к анализу полномочий региональных органов исполнительной власти, кратко остановимся на том, как распределены полномочия в сфере регулирования энергообеспечения между федеральным (Правительство РФ, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти) и региональным (органы исполнительной власти субъектов РФ) уровнями 2 Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике, утвержденные Президентом РФ от 18 сентября 2008 г. № Пр-1969; Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года, утвержденная Президентом РФ от 8 февраля 2013 г. № Пр-232. 3 Энергетическая стратегия Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 9 июня 2020 г. № 1523-р; Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2035 года, одобренная Распоряжением Правительства РФ от 9 июня 2017 г. № 1209-р; Государственная программа Российской Федерации «Энергоэффективность и развитие энергетики», утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 321. 133

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz