Север и рынок. 2020, № 3.

В плане эффективности использования пространственно-экономического и экологического ресурсов здесь также наиболее рациональным представляется Нивский каскад ГЭС. Во-первых, для создания нормального подпорного уровня здесь с большим запасом используется гидропотенциал оз. Имандра (127 м) при реально используемом перепаде высот с отметки в 103 м. Во-вторых, большая часть водных ресурсов каскада и сопряженных с ним водохранилищ находится в так называемой гравиогидроловушке (зоне отрицательных аномалий), куда при прочих равных условиях стекается локальный гидроресурс, и емкость этого ресурса значительна. В отличие от него водные ресурсы большей части площади водного бассейна других рассмотренных гидрокаскадов — это ресурсы, накопленные в метастабильных гидроловушках (понижениях рельефа), включая искусственно созданные плотинами и т. д., где, помимо вероятности прорывов воды, существенно превышены допустимые нагрузки на подстилающие поверхности с рисками провокации нежелательных геоэкологических процессов. В целом, как показано в статье, ресурсы традиционного использования гидропотенциала задействованы с высокой степенью возможного и оставшиеся ресурсы малы. Вместе с тем естественные производительные силы Кольского полуострова не только не близки к исчерпанию, но, напротив, имеют важный стратегический ресурс — высокий волновой гидпропотенциал. А это, с учетом «продвинутости» в мире соответствующих технологий, не только для полуострова, но и для всей огромной АЗРФ открывает возможность приоритетного использования инновационных природоподобных подходов для освоения шельфа и отдаленных прибрежных территорий на основе перехода к новой волноэнергетической парадигме. Литература 1. Беляков А. А. Транспортно-энергетическая водная сеть России. М.; СПб.: Нестор-История, 2016. 468 с. 2. Соловьев Д. А. Проблемы и перспективы интеграции гидроэнергетических ресурсов России в глобальные электроэнергетические рынки Евразии // Инфраструктурное развитие Евразии. 2014. Вып. 3. С. 63-69. 3. Комплексное освоение территории Российской Федерации на основе транспортных пространственно-логистических коридоров. Актуальные проблемы реализации мегапроекта «Единая Евразия: ТЕПР — ИЕТС». М.: Наука, 2019. 463 с. 4. Безруких П. П., Стребков Д. С. Возобновляемая энергетика: стратегия, ресурсы, технология. М.: ВИЭСХ, 2005. 263 с. 5. Оценки ресурсов возобновляемых источников в России / Ю. С. Васильев и др. СПб.: Изд-во Политех. университета, 2009. 251 с. 6. Справочник по ресурсам ВИЭ России и местным видам топлива / П. П. Безруких и др. М.: ИАЦ Энергия, 2007. 397 с. 7. Велькин В. И. Методология расчета комплексных систем ВИЭ для использования на автономных объектах. Екатеринбург: УрФУ, 2015. 226 с. 8. Литовский В. В. Гравиогеография, проблемы инфраструктуры и размещения производительных сил // Теоретико-географические основы формирования доминантного урало-арктического геоэкономического пространства и его инфраструктуры (для задач формирования многофункционального базисного опорного внутреннего и континентального моста России по оси «Север — Юг»). М.: ГЕОС, 2016. Гл. 3. С. 143-225. 9. Литовский В. В. Гравиогеография городов Хибин в контексте пространственно-экономического и геоэкологического анализа территорий // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2016. 4 (51). С. 130-139. 10. Литовский В. В. Гравиогеография рек восточного склона Урала. Ч. II. Естественно-исторические аспекты // Эко-потенциал. 2017. № 4 (20). С. 97-111. 11. Козлов Л. Н., Беляков А. А. Транспортно-энергетическая водная система (ТЭВС) Евразии и ее первоочередные проекты // Евразийская экономическая интеграция. 2009. № 1 (2). С. 83-102. 12. Шишикин В. Проекты переброски стока северных рек в республики Средней Азии. URL: http://science-technoru.g-k2.ru/nt/article/proekty-perebroski-stoka-sevemykh-rek-v-respubliki-srednei- azii/?page=show (дата обращения: 10.07.2020). 13. Березнер А. С. Территориальное перераспределение речного стока европейской части РСФСР. Л.: Гидрометеоиздат, 1985. 160 с. 126

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz