Север и рынок. 2020, № 3.

promising hydropower developments for the proper maintenance o f the Arctic zone o f the Russian Federation, thematic fields for cooperation among regions and joining efforts in the implementation o f such ambitious projects are shown. Keywords: natural productive forces, North, distribution and territorial planning, Kola Peninsula, hydropower paradigms, spatial methods, nature-like accommodation technologies, wave energy, innovative industrial policy. Введение Используемые и развиваемые энергетические источники являются одними из важнейших маркеров не только стадии развития той или иной экономики, ее технологического уклада, но и выверенности использования конкурентного потенциала избранной территории, ее энергетической парадигмы развития хозяйства, мерилом соответствия промышленной политики в обеспечении национальных или региональных интересов, потому выбор приоритетных энергетических источников при территориальном планировании хозяйства в целом предопределяет его будущее. В этом отношении энергетическая политика всегда опиралась, прежде всего, на наиболее широкий и доступный потенциал естественных производительных сил: механическую энергию воды (первый технологический уклад), тепловую энергию пара и угля (второй технологический уклад), гидроэлектрическую энергию (третий технологический уклад), углеводородную и ядерную энергию (четвертый и пятый технологические уклады). Приоритет в выборе ключевого источника энергии для шестого технологического уклада как в технико-технологическом, так и в пространственно-экономическом аспектах, не говоря уже об аспекте обеспечения безопасности жизнедеятельности, пока не избран. Множественность подходов (от крайне сложной и опасной технологии получения энергии от искусственного термоядерного синтеза воды, до так называемых возобновляемых источников энергии (ВИЭ) ветра, солнца, приливов и т. д.) указывает лишь на то, что мы подошли в очередной раз к точке бифуркации, точно просчитать в которой верную траекторию развития пока не представляется возможным, а потому в данном комплексе проблем в большей мере пока приходится полагаться не на точные расчеты, а на некоторые общие императивы вроде зеленой экономики и ориентации на природоподобные технологии. Таким образом, цена в выборе приоритета ныне, когда предшествующая энергетическая парадигма исчерпывает себя, а региональная специфика и высокорисковые инновационные технологии не позволяют сделать строгий экономический анализ проектов и однозначный выбор энергетической парадигмы, становится особенно большой. В этом случае в задачах территориального планирования можно опираться либо на весьма проблемные оценочные форсайт-технологии, во многом зависящие от реальной компетентности и прогрессивности привлекаемых специалистов, либо на пространственные методы, в большей мере объективно характеризующие степень мобилизации технологий потенциала избранной территории на базе реальных количественных оценок потенциала естественных производительных сил для выявления наиболее предпочтительного тренда. Именно в таком подходе в данной статье исследован фундаментальный потенциал гидроэнергетических ресурсов Мурманской области, расположенной на Кольском полуострове, и предложен к обсуждению один из возможных вариантов развития гидроэнергетической парадигмы ее хозяйства. Избрание территории Мурманской области не случайно, поскольку она стала фактически базовой для страны по отработке и внедрению не только инновационных энергетических технологий, но и парадигм транспортно-энергетического развития. В этом аспекте, с учетом очень опасных рецидивов недавнего прошлого и апелляции к проблемным и высокозатратным мегапроектам, подобным проектам переброски вод северных рек на юг и попыток их реанимации посредством внедрения в различные комплексные планы, например, в план создания так называемой объединенной «транспортно-энергетической водной сети (ТЭВС) России» [1] или даже Евразии [2], а также в базовые отраслевые стратегические документы (Концепцию развития внутренних водных путей Российской Федерации на период до 2024 года, Стратегию развития внутреннего водного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года, Схему и программу развития Единой энергетической системы России на 2013-2019 годы, Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики РФ до 2035 г., актуализированную Энергетическую стратегию Российской Федерации на период до 2035 года, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 9 июня 2020 г. № 1523-р [3]), необходимо выполнить, прежде всего, более емкую и всестороннюю оценку реального потенциала региональных и локальных естественных производительных сил, а не опережающие геопространственный анализ и технико­ технологические разработки расчеты экономической эффективности транспортно-энергетических проектов, как это сделано, например, в [2, с. 323-380], что фактически тотчас же обесценило такую большую и трудоемкую выполненную работу. Именно поэтому в академической монографии РАН [4] вместо строгих количественных экономических расчетов ограничились описанием комплексного пространственно-энергетического 111

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz