Север и рынок. 2020, № 3.
Транспортная инфраструктура Ненецкого АО -------------------------------------------------------------------------------------------------------------— гп— гтті— ПТ>3------------------------------------- Воздушный транспорт: Автомобильный транспорт: {+) международные аэропорты -----автодороги с твердым покрытием @ аэропорты иаэродромы с твердым покрытием ВПП -----основные временные автодороги (вкл. грунтовки изимники) {?: аэродромы с грунтовым покрытием ВПП 40 км II І І І І Ш І III 111 Т Г Г ІІІЙІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІІИІІІІІІІІІІІІІШ І І І Ш І І І І І І І І І I 11 11 I I i Основные ареалы новой (нефтедобывающей) и традиционной (агропромысловой) хозяйственной деятельности в Ненецком АО. Автор карты — кандидат географических наук Р. В. Гончаров Другим примером нового промышленного района, который пытается создать «Роснефть» на севере Красноярского края, является проект «Восток Ойл» объединения Ванкорской и Пайяхской групп месторождений. «Роснефть» организационно и инфраструктурно объединяет Ванкорское, Лодочное, Тагульское и Сузунское месторождения в Туруханском и Таймырском Долгано-Ненецком муниципальных районах Красноярского края в единый кластер. Единым оператором всех месторождений кластера является ООО «РН-Ванкор» — дочернее общество ПАО «НК “Роснефть”». Происходит также интеграция транспортной, производственной и энергетической инфраструктур месторождений. Для месторождений действует единый центральный пункт сбора нефти. Далее предполагается присоединение к Ванкорской группе группы пайяхских месторождений АО «Нефтегазхолдинг». Проект «Восток Ойл» предполагает строительство нефтепровода между Ванкорской и Пайяхской группой месторождений, который позволит транспортировать продукцию всех месторождений единого промышленного района через нефтеналивной терминал по СМП [9]. Назовем федеральную промышленную политику для данного случая многоаспектным координационным (инфраструктурным) партнерством с ресурсными корпорациями. Здесь речь идет: 1) о формировании внятной позиции по вопросу целесообразности создания нового промышленного района Арктики (нужно ли стране осваивать эти площади, исходя из геополитических, геостратегических соображений, или оставить их в ранге заповедных, природоохранных, как место дислокации воинских частей и др.); 2) о поощрении корпораций к приходу в новый район Арктики стандартными мерами поддержки. Возможны две ситуации: когда новый промышленный район возникает как территория проектов нескольких компаний (вариант НАО) или когда он находится в ведении одной и часто государственной корпорации («корпоративная территория») — потенциально вариант «Восток Ойл». В первом случае для федеральной промышленной политики критичны вопросы инфраструктурного обустройства территории, координации интересов разных компаний в использовании производственной инфраструктуры. Речь идет об определении норм и правил корпоративного использования имеющихся или создаваемых государством или отдельными компаниями портовых терминалов, трубопроводных участков, средств резервирования и др. Только активная промышленная политика государства и абсолютный нейтралитет (свобода от лоббизма интересов какой-то одной компании) позволит избежать ожесточенных межкорпоративных конфликтов за доступ к логистической инфраструктуре и расточительного для общества дублирования усилий в инфраструктурном обустройстве ввиду естественного желания каждой компании сохранить полный контроль над ресурсной цепочкой через создание собственной системы транспортировки и сбыта. 10
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz